Агрегаторы такси повышают коэффициенты
Как из-за непогоды меняются цены на поездки в Москве
Цены на такси в Москве взлетели в несколько раз из-за непогоды. По словам пользователей, агрегаторы повышают коэффициент в 2-2,5 раза. А время ожидания машины вырастает до пятнадцати минут. Почему это происходит? И можно ли как-то с этим бороться? Об этом — Альбина Хазеева и Елена Иванова.
Небо в черных тучах, ливень, ветер, сбивающий с ног — эта неделя не радует москвичей хорошей погодой. Тяжелая ситуация и на дорогах: регулярно возникают мелкие аварии, которые тормозят весь поток. В итоге столица стоит в десятибалльных пробках. Многие в эти дни решили вообще отказаться от личного автомобиля и пересесть на такси. Но и там их ждал подвох — агрегаторы взвинтили цены, рассказала москвичка Дарья:
«Думала, что от Тверской до Петровского бульвара я доеду на такси, потому что был очень сильный дождь. Начала смотреть, какие есть варианты в “Яндекс.Такси”: мне предлагают проехать буквально 700 метров за больше чем одну тысячу рублей. Даже при попытке заказать такси за эту сумму мне показывало, что таксиста нужно ждать около 15 минут. Такая же примерно ситуация была и в других приложениях».
Доходит до абсурда: приложение предлагает проехать один километр за 540 руб. Причем, по словам пользователей, такая ситуация последние несколько дней возникает регулярно, даже когда погода хорошая, а дороги — свободны. С этим столкнулся москвич Игнат: «Дороги свободные по баллам, “Яндекс.Пробки” иногда показывает один балл. Но заказываю “Яндекс.Такси”, и приложение показывает где-то 700-800 руб. за поездку, которая обычно стоит 350-400 руб. Иногда смотришь, у одного — 800 руб., у другого — вообще одна тысяча рублей. Потом смотришь, у одного — где-то 700 руб., у другого — 350 руб.».
Агрегаторы объясняют ситуацию стандартно: водителей не хватает из-за высокого спроса. А как их привлечь, если не возможностью заработать? Поэтому цены и повышают. Но когда на улицы выходит достаточное количество машин, стоимость поездки возвращается к прежним значениям, заверил пиар-директор сервиса «Яндекс.Такси» Владимир Исаев: «Раньше было 5 заказов, а стало 50, потому что люди хотят чаще ездить “от двери до двери” в такую погоду. Тогда алгоритм автоматически формирует повышающий коэффициент. Мы в такой ситуации вместе с таксопарками стараемся вывести на линию больше водителей как можно скорее. Соответственно, чем больше водителей на линию выходит, тем быстрее этот коэффициент исчезает. Если этот коэффициент ограничивать искусственно, у водителя просто не будет стимула выходить. Тогда вызов такси будет похож на лотерею».
Подобные скачки цен на такси в столице происходят регулярно. Причины разные: от плохой погоды до массовых праздников. А жалобы пользователей всегда одни и те же. Проблема дошла до Госдумы. Депутаты хотят обязать агрегаторы согласовывать цены с каждой компанией-перевозчиком. Тогда, по мнению парламентариев, стоимость поездки на такси будет более стабильной. Пока же доказать повышение тарифа практически невозможно, отметил президент Московского транспортного союза Юрий Свешников:
«То, что агрегаторы сегодня взяли на себя постановку тарифов и их изменение в зависимости от конъюнктуры спроса на этом рынке, это, наверное, не совсем правильно и не регулируется законодательством.
И по отношению к чему считать, что они завышены, или они занижены? Наверное, можно подать в Федеральную антимонопольную службу какой-то иск о том, что эти тарифы завышены по отношению к средневзвешенным ценам на рынке предоставления этих услуг».
Кстати, завышением цен на поездки в прошлом году заинтересовались в Федеральной антимонопольной службе, и даже подозревали агрегаторы в картельном сговоре. Правда, расследование ничем не закончилось.
Столичные власти пытались не допустить скачков цен на такси и во время Чемпионата мира по футболу. Они предложили водителям установить единый тариф на маршруты до аэропортов, вокзалов, стадионов и гостиниц. Большинство водителей просьбу проигнорировало.