К Сбербанку обратились на татарском
Житель Татарстана судится с кредитной организацией из-за отказа обслуживать его на родном языке
Городской суд Набережных Челнов принял к производству заявление местного жителя, который обвинил Сбербанк в дискриминации по языковому признаку. Истец заявляет, что кредитная организация отказалась предоставлять ему услуги на татарском языке, в том числе в интернете. По его мнению, банк нарушил законодательство Татарстана, которое закрепляет «равноправие» русского и татарского языка. Житель требует от банка компенсации причиненного ему морального ущерба. В Банке России считают претензии необоснованными: кредитные организации не обязаны переводить свои сайты на языки республик в составе РФ. В Сбербанке указывают, что «государственным языком России на всей ее территории является русский язык».
Житель Набережных Челнов Алмаз Имамов требует компенсации морального вреда от ПАО «Сбербанк» за отказ предоставить услуги на татарском языке, который наряду с русским является государственным в Татарстане. Об этом “Ъ-Казань” сообщил сам господин Имамов. Городской суд принял иск к производству, сказано на сайте суда. Заседание по делу назначено на 15 октября.
Алмаз Имамов указывает в иске, что еще в марте этого года он обращался в службу поддержки организации с требованием предоставить ему «услуги интернет-обслуживания на сайте Сбербанка на татарском языке, идентичные услугам», предоставляемые на русском. Однако в банке его просьбу не удовлетворили: ему сообщили, что обслуживание на татарском языке не предусмотрено. «В офисе банка в Набережных Челнах меня также не стали обслуживать на государственном языке республики. Даже не оказалось бланков на татарском языке, только табличка о времени работы»,— сказал господин Имамов “Ъ-Казань”. Он добавил, что электронные стенды для получения номера очереди к оператору обслуживания также оформлены только на русском языке. Кроме того, «с населением работают сотрудники, не имеющие документов, удостоверяющих их знание татарского языка в объеме достаточном для ведения финансовых юридических документов». «Сбербанк работает в Чехии, Турции. И для клиентов этих стран есть свои версии сайта»,— указал господин Имамов.
Заявитель считает, что банк нарушил закон Республики Татарстан «О государственных языках», принятый в 1992 году. В нем сказано, что «в государственной сфере обслуживания и в коммерческой деятельности используются государственные языки Республики Татарстан и иные языки населения, проживающего на соответствующей территории»: «Отказ в обслуживании граждан под предлогом незнания языка недопустим и влечет за собой ответственность согласно законодательству». Господин Имамов указывает в иске, что банк допустил в отношении него «дискриминацию по национальному и языковому признаку». Свои моральные страдания он оценил в 100 тыс. руб. ежедневно со дня обращения в банк 18 марта 2018 года.
Отметим, что господин Имамов ранее обращался с жалобой с прокуратуру, в которой указал, что в Сбербанке, а также в отделениях налоговой службы, обслуживания населения ведется только на русском языке. Надзорный орган посчитал претензии необоснованными. Он указал, что «действующим законодательством не предусмотрена обязанность государственных органов, функционирующих на территории Республики Татарстан, по созданию сайтов в сети интернет, содержащих информацию на татарском языке». Активность Алмаза Имамова привлекла внимание правоохранительных органов. В апреле следственное управление СКР возбудило в отношении него дело по ч. 1 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды) за публикации в интернете, содержащие негативные характеристики русских. Сейчас материалы уголовного дела изучает городской суд (приговор пока не вынесен).
Адвокат юридического департамента юридической службы «Амулекс» Александр Домнин полагает, что если действительно был факт отказа в обслуживании на государственном языке, то «перспективы иска положительные»:
«Исходя из системного толкования закона, в Татарстане в учреждениях ПАО "Сбербанк" не вправе отказать в обслуживании на татарском языке».
Однако в Центробанке считают, что претензии жителя Набережных Челнов необоснованными. В ответе регулятора господину Имамову сказано, что «обязанность кредитной организации по ведению сайта… на языке республики в составе РФ, на территории которой осуществляется банковское обслуживание, действующим законодательством не установлена». ЦБ подчеркнул, что «не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, к которой, в частности, относятся вопросы банковского обслуживания клиентов». Получить комментарии в Сбербанке “Ъ-Казань” вчера не удалось. Ранее банк отвечал Алмазу Имамову, что «государственным языком России на всей ее территории является русский язык» и в ближайшее время организация «не планирует заниматься разработкой версии сайта на татарском языке».
Статус татарского языка как государственного закреплен конституцией республики, принятой в 1992 году. В ней говорится, что оба госязыка «равноправные». Власти Татарстана пытаются укрепить паритет языков. Так, в 2013 году была утверждена госпрограмма по развитию государственных языков республики. Она предусматривает, что на русском и татарском языках должны озвучиваться объявления в общественном транспорте и оформляться уличные указатели, полностью на двуязычие должна перейти торговля. А в конце прошлого года Госсовет республики принял закон, который позволил чиновникам на местах выписывать штрафы за отсутствие вывесок на татарском языке. При обсуждении проекта глава государственно-правового управления президента Татарстана Лариса Глухова объясняла, что компаниям не следует переводить свои названия и бренды, но на татарском должна указываться информация о времени работы организации. Вопрос об обязательном обслуживании населения на татарском языке парламентом тогда не поднимался.