«Кубани нужна разносторонне развитая экономика»
Председатель Законодательного собрания Краснодарского Края Юрий Бурлачко о задачах регионального парламента
В сентябре исполняется год с начала работы шестого созыва Законодательного собрания Краснодарского края. За этот срок парламент принял несколько важных для развития агропромышленного комплекса законов, а также отправил в Госдуму свой отзыв на пенсионную реформу. О том, почему некоторые законы не работают, каковы перспективы сельского хозяйства на Кубани и как в парламенте складываются отношения между фракциями, в интервью „Ъ-Кубань“ рассказал председатель ЗСК Юрий Бурлачко.
Личное дело
Бурлачко Юрий Александрович
Родился 8 января 1961 года в Омске. В 1983 году окончил Кубанский сельскохозяйственный институт по специальности «гидромелиорация», получил квалификацию «инженер-гидротехник». По второму образованию — юрист. Работал инженером в Абинском управлении оросительных систем. В 1986 году стал первым секретарем Абинского районного комитета ВЛКСМ. С 1993 года работал в Краснодарском краевом Совете народных депутатов, администрации Краснодарского края, Законодательном собрании Краснодарского края главным специалистом и помощником заместителя председателя законодательного собрания. Также занимал пост председателя избирательной комиссии Краснодарского края. Занимал руководящие должности в администрации Краснодарского края, в том числе заместителя главы администрации Краснодарского края по вопросам внутренней политики, курировал деятельность департамента внутренней политики, управления кадровой политики и противодействия коррупции, управления региональной безопасности. В сентябре 2017 года стал председателем Законодательного собрания Краснодарского края.
— Прошел первый год работы заксобрания шестого созыва. Довольны ли вы действующим депутатским составом. Он чем-то принципиально отличается от предыдущих?
— Новый состав парламента я бы назвал оптимальным. Например, по соотношению депутатов со стажем к тем, у кого нет законотворческого опыта за плечами. 34 депутата избраны впервые, 36 имеют опыт работы в предыдущих созывах. Надо отдать должное молодым, только что влившимся в депутатский корпус. Они вносят новые идеи, а депутаты с большим законотворческим стажем помогают реализовывать их на практике.
Отличительная особенность нынешнего созыва — его практическая направленность. В шестом созыве много управленцев-практиков, в их числе главы муниципалитетов, представители исполнительной власти. Их опыт всегда необходим. Такой состав, безусловно, укрепил позиции законодательного органа. Тем более что в профессиональном плане депутаты представляют широкий спектр отраслей: 39 депутатов являются руководителями предприятий, то есть представляют реальный сектор экономики. 23 депутата относятся к сфере управления. От образования, здравоохранения, культуры, спорта — пять депутатов, и трое — от общественных организаций.
— В разных регионах страны отношения между «Единой Россией» и оппозиционными партиями складываются по-разному. За последний год на Кубани каких-то явных конфликтов с оппозицией не было. Как в целом строятся отношения с коллегами из других партий?
— Разбираться, кто в ЗСК оппозиция, а кто нет, некогда. Нужно дела делать, принимать практическое участие в жизни края. А работы хватает на всех. Да и потом, несмотря на разные политические убеждения и взгляды, у нас общая цель, которая сумела объединить всех вне зависимости от партийной принадлежности,— обеспечение дальнейшего социально-экономического развития Кубани. Как я уже говорил, главное — сделать край сильным, конкурентоспособным регионом, обеспечив всю необходимую для этой цели законодательную базу.
А что касается моего личного мнения, то я всегда выступал за партийный плюрализм. Однопартийный парламент и демократия — понятия несовместимые. Ведь парламент формируется на основе всеобщих выборов, соответственно, он представляет собой правовой срез всего нашего общества. В нынешнем созыве законодательного собрания созданы три партийные фракции. Это «Единая Россия», ЛДПР и КПРФ. Есть также депутат от Партии роста. Считаю, что такая многопартийность достаточно перспективна. Коллеги из других партий активно участвуют в законотворческой деятельности, высказываются по всем рассматриваем кубанским парламентом вопросам. Между нами сложились нормальные конструктивные рабочие отношения.
— А об отношениях с исполнительной властью то же самое можно сказать? Как вы работаете: заксобрание выступает в качестве цензора решений, принятых в администрации региона, или вы сами продвигаете свои инициативы в профильные министерства?
— Я не считаю, что законодательная ветвь власти выступает цензором решений власти исполнительной. Региональная политика строится на других принципах. Во-первых, это, конечно, система сдержек и противовесов, то есть принцип разделения властей. Это когда у каждого своя зона ответственности, свои компетенции, задачи и функционал. Мы не конкурируем друг с другом, не «перетягиваем канат», а дополняем друг друга, уравновешиваем, сотрудничаем и активно взаимодействуем.
Во-вторых, это взаимодействие строится исходя из единства действий всех уровней ветвей власти. И исполнительная, и законодательная власть входит в единую систему органов государственной власти. И все мы призваны на региональном уровне реализовывать интересы населения и государства. Поэтому речь идет о сотрудничестве.
По некоторым направлениям сельского хозяйства Краснодарский край в последние годы бьет рекорды урожайности
— Парламент Краснодарского края поддержал пенсионную реформу в своем отзыве. Решение это, как всем известно, непопулярное. Были ли какие-то дискуссии на этот счет?
— Непопулярные решения, к сожалению, приходится принимать в любые, даже самые благополучные времена. Да, эти решения никому не нравятся. Но последствия непринятия непопулярных решений могут оказаться гораздо страшнее. Поэтому, конечно, дискуссий в парламенте было много. Причем в самых разных форматах и на самых разных уровнях, начиная от парламентских слушаний и заканчивая круглыми столами в муниципалитетах. Они проходили с привлечением широкого круга экспертов, общественников, политиков, государственных и муниципальных служащих, представителей профсоюзных организаций и активистов ТОСов. Звучали разные мнения и предложения. Мы их собрали, проанализировали, обобщили и отправили в Государственную думу. Рекомендовали дополнить внесенный правительством документ правовыми актами, направленными на защиту прав работников, в первую очередь старшего поколения и молодежи.
Точку в обсуждении вопроса «кому, когда и как выходить на пенсию» поставил президент России. В своем телеобращении он предложил то, что было на устах у очень многих: нужно смягчить пенсионные изменения и защитить права граждан предпенсионного возраста. Этот посыл был подхвачен регионами страны. Сразу после обращения губернатор края дал поручение продумать способы реализации высказанных президентом мер. Депутаты четырех комитетов парламента совместно с коллегами от исполнительной власти тщательно проанализировали краевое законодательство на предмет необходимых изменений. Стояла задача — в условиях изменения федерального законодательства для лиц предпенсионного возраста надо обязательно сохранить все региональные льготы и меры социальной поддержки. А их довольно много, и распространяются они на широкий круг граждан. Решение было найдено: закон о внесении необходимых изменений в краевые нормативно-правовые акты был принят на сессии законодательного собрания.
— Структура экономики Краснодарского края иная, чем в других регионах, здесь превалирует агропромышленный комплекс. Налагает ли это отпечаток на круг вопросов, которые вы рассматриваете?
— На самом деле, в целом повестка в законодательных органах страны не слишком разнится по субъектам. В любом регионе надо принимать бюджет и региональные целевые или адресные программы, в любом регионе повышенное внимание уделяется вопросам социальной сферы. Повсюду представительный орган занимается совершенствованием федерального законодательства через рассмотрение проектов федеральных законов. У нас одни и те же вопросы, которые вытекают из поставленных перед страной задач. Нужна системная работа
Сейчас все без исключения субъекты ориентированы на развитие реального сектора экономики, но у каждого — своя специфика. Например, Урал — это промышленность, горнодобывающая отрасль и металлургия. Дальний Восток — рыба. Архангельск — лесное хозяйство. Кубань традиционно заняла агропромышленную и курортную нишу страны. Однако и губернатор края, и депутатский корпус, и общественность хотят видеть в Краснодарском крае не только «здравницу» и «житницу». Краю нужна разносторонне развитая экономика. Нужна промышленность, производственные мощности, технопарки и сильные предприятия. Это сейчас приоритет номер один.
— Весной этого года был принят закон о развитии животноводства. И вообще за последние годы заксобрание разработало и приняло множество законов, регулирующих АПК. Насколько эффективно они работают?
— Начну с того, что по некоторым направлениям сельского хозяйства регион в последние годы бьет рекорды, например по урожаю зерновых и зернобобовых. Мы вплотную подошли к практической реализации знаменитого лозунга прошлых лет — «миллион тонн кубанского риса». В 2017 году перешагнули рубеж полтора миллиона тонн сахара. Но успехи есть далеко не по всем отраслям сельского хозяйства. Например, мы видим, что нужно «подтянуть» сферу животноводства, и внимательно следим за положением дел в этой отрасли. Что касается нового закона, то, естественно, говорить об ошеломляющих успехах в нашем животноводстве пока рано. Для того чтобы кардинально поменять ситуацию в лучшую сторону, нужно время, сиюминутно ничего не сделать. Сейчас краевой минсельхоз разработал проект Концепции развития животноводства. Это своеобразный подробный «план работы» с конкретными показателями, к которым мы должны прийти к 2023 году. Чего надо достичь? Поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород в количестве 50 тыс., поголовья телят — не менее 80 голов на 100 голов коров, поголовья свиней — до 3 млн голов, увеличение поголовья овец и коз в два раза. А к 2030 году надо выйти на 2,1 млн т молока и 850 тыс. т мяса.
Не менее важным направлением является семеноводство. По многим культурам мы все еще сильно зависим от импортных поставок. Такая зависимость представляет собой серьезную угрозу продовольственной безопасности.
— По семеноводству ведь тоже есть краевой закон. Он не помогает?
— Да, он есть. Но он не работает. Причина очень простая — многие его статьи не подкреплены федеральным законодателем. Достаточно часто можно наблюдать такую картину, когда инициатива регионов сдерживается отсутствием норм в федеральном законодательстве. И это заставляет нас активнее искать возможности для лоббирования региональных идей по изменению затрагивающих нас разделов федерального законодательства. Также нужно стимулировать развитие отрасли чаеводства, добиться включения мероприятий по увеличению площади плантаций чая в отраслевые федеральные целевые программы.
Сейчас все без исключения субъекты федерации ориентированы на развитие реального сектора экономики
Еще одно перспективное направление — органическое земледелие. Во всем мире этот сегмент рынка сельхозпродукции активно развивается, его поддерживают правительства многих стран. Спрос на органическую продукцию постоянно растет, потому что людей, стремящихся вести здоровый образ жизни, год от года становится все больше. Частные предприниматели давно уловили этот тренд. И сейчас на рынке масса предложений о продаже сельхозпродукции, выращенной без применения удобрений и химикатов, на чистых почвах. Правда, ничем, кроме честного слова, торговцы, как правило, свою рекламу не подтверждают, и цены выставляют немалые. Но покупателей это не останавливает, потому что многие готовы переплачивать за «чистые» продукты питания. Считаю, что Кубань может стать лидером в органическом земледелии, у нас для этого есть все необходимое: плодородные и экологически чистые территории, квалифицированные специалисты, научный потенциал. Еще пять лет назад принят закон «О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Краснодарском крае». Реально в полную силу он не мог заработать, поскольку ряд вопросов не был урегулирован на федеральном уровне. Но сейчас, в августе текущего года, принят федеральный закон «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Планируется, что он вступит в силу с 1 января 2020 года. То есть у нас есть год на подготовку. Это не так уж и много, с учетом того что многое начинать придется «с нуля». Но я верю, что уже достаточно скоро в наших супермаркетах появятся отдельные полки с сертифицированной органической продукцией. А также в то, что кубанская «органика» пойдет за рубеж, станет со временем одним из перспективных направлений нашего сельскохозяйственного экспорта.
— Руководство края все чаще говорит о необходимости повышения инвестиционной привлекательности, так как Кубань не всегда выигрывает конкуренцию за крупных инвесторов с другими регионами. Одно из важных условий этой привлекательности — комфортная для бизнеса законодательная база. У нас она есть?
— Поддержке инвестиционной деятельности в краевом законодательстве отведено большое место. У нас есть четкое понимание того, что для привлечения инвесторов необходимо быть конкурентоспособным. Потому что на рынке инвестиций идет жесткая и бескомпромиссная борьба за финансовые ресурсы. Соответствующие инструменты у нас есть. На сегодняшний день существует система льгот по налогу на имущество и налогу на прибыль для одобренных и стратегических инвестиционных проектов в зависимости от объема вложений и прямая налоговая льгота по установленному перечню видов деятельности. Льготы предоставляются на три, пять и семь лет, а управляющим компаниям и резидентам промышленных парков — до десяти лет.
Профильными комитетами кубанского парламента совместно с органами исполнительной власти края прорабатывается возможность дополнения краевого налогового законодательства в части установления льготных ставок для участников специальных инвестиционных контрактов по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций. Существенная поддержка инвесторам, реализующим проекты в сфере промышленности, предусмотрена государственной программой «Развитие промышленности Краснодарского края и повышение ее конкурентоспособности». Создан и работает Фонд развития промышленности Краснодарского края. Он предоставляет займы промышленным предприятиям по льготным процентным ставкам под 4–6%.
Вообще надо сказать, что, несмотря на экономически непростое время, объем инвестиций в основной капитал по отраслям промышленности ежегодно растет. Пусть небольшими шагами, но идет вперед. В 2016 году в край было вложено 7,7 млрд руб., в 2017-м — уже 8,6 млрд руб. За шесть месяцев 2018 года удалось привлечь 3,3 млрд руб. Наибольший рост фиксируется в отраслях металлургического производства, химического производства, машиностроения и производства строительных материалов. За два года уже реализовано пять крупных инвестпроектов. В стадии реализации сейчас находятся 17 инвестиционных проектов.
Кроме того, в государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» заложен комплекс мер по стимулированию инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе. Объем финансирования — свыше 987 млн руб. Думаю, все эти меры поддержки и лояльное отношение к бизнесу со стороны власти делают Краснодарский край достаточно привлекательным регионом для инвестиций. Хотя, разумеется, над этим нужно постоянно работать, и мы будем это делать.
Справка
Законодательное собрание Краснодарского края
В шестой созыв Законодательного собрания Краснодарского края вошли 70 депутатов (ранее их в парламенте было 100). В ЗСК работают три партийные фракции - «Единая Россия» (63 человека), ЛДПР (три человека) и КПРФ (три человека). Еще один депутат представляет Партию роста. В составе кубанского парламента созданы 14 постоянных комитетов, ведущих законотворческую и контрольную деятельность. С начала работы (28 сентября 2017 года) и по сегодняшний день депутаты приняли 909 нормативных правовых актов, в том числе 210 законов и 699 постановлений. Проведено более ста проверок исполнения действующего законодательства, 7 парламентских слушаний, более тысячи встреч с избирателями. В Государственную думу Федерального собрания РФ направлено три кубанских законодательных инициативы. Принято 16 обращений в высшие органы государственной власти. Рассмотрено более 700 проектов федеральных законов.