Такая гостиница нужна самому

Группа ВТБ выкупила Marriott в Казани за 650 млн рублей

Казанский отель Marriott, здание которого находилось в залоге у группы ВТБ, выкупила подконтрольная банку «Гостиничная компания», управляющая объектом. За шестиэтажный комплекс компания предложила на торгах 650 млн руб. Ранее объект выставлялся по цене более 1 млрд руб. Однако c 2017 года гостиница работала под вывеской Center Kazan Hotel Kremlin и не пользовалась интересом у потенциальных покупателей. Бренд Marriott удалось вернуть только в этом году. Эксперты считают, что ВТБ купила отель «для диверсификации бизнеса», поверив, что на гостиничном бизнесе можно заработать «больше, чем обычно», учитывая, что «туристический рынок получил хороший импульс в ходе ЧМ».

Фото: courtyard-kazan.com

АО «Гостиничная компания», входящее в группу ВТБ, приобрело на аукционе отель Courtyard Marriott Kazan Kremlin. За шестиэтажное здание гостиницы и прилегающий к ней земельный участок (1,8 тыс. кв. м) компания предложила 650 млн руб. Торги завершились в четверг, контракт с победителем пока не заключен.

Напомним, четырехзвездочный отель Marriott открылся в Казани в начале 2011 года. Гостиница на 150 мест располагается в 100 м от Казанского кремля. В конце 2016 года Marriott остановил свою деятельность в связи с банкротством владельца здания ООО «Динамикс групп». Компания была поручителем по кредиту на €74,8 млн, который в 2013 году Банк Москвы (сейчас входит состав ВТБ как БМ-банк) выдал ЗАО УК «Транс девелопмент капитал» (перестало обслуживать долг в 2015 году, в связи с чем банк обратился с заявлением о банкротстве заемщика и поручителей). В ходе банкротства «Динамикс групп» был досрочно расторгнут договор с местным оператором Marriott ООО «Си Уай Казань отель лизинг», которое управляло отелем с момента его открытия. Гостиница перешла под управление подконтрольной ВТБ «Гостиничной компании». Она является оператором отеля в настоящее время.

Конкурсный управляющий «Динамикс групп» Павел Лесников пытался найти нового покупателя с июля 2017 года. В первый раз имущество комплекса предлагалось по цене от 1,2 млрд руб., однако уже в сентябре стартовая цена была снижена на 10% и составила 1,08 млрд руб. Третьи торги проходили с понижением до 864 млн руб. Однако все эти аукционы были признаны несостоявшимися из-за отсутствия претендентов. Отметим, что, согласно аудиту, рыночная стоимость отеля оценивалась в 625 млн руб. Эксперты, к которым обращался «Ъ», также говорили о завышении цены. Кроме того, они указывали, что отель лишился международного бренда (с февраля 2017 года гостиница работала под вывеской Center Hotel Kazan Kremlin).

Однако в мае 2018 года руководство отеля сообщило, что «после длительных переговоров стороны – компания Marriott International и «Гостиничная компания» — подписали договор». Комплекс вновь стал работать под именем Courtyard by Marriott Kazan Kremlin.

Новые торги были объявлены в июле с возможным понижением цены до 600 млн руб. Торги были завершены досрочно на пятом этапе, когда минимальная стоимость составляла 621 млн руб. Кроме «Гостиничной компании» на аукцион заявились еще два участника. В частности, на Marriott претендовало казанское ООО «Концепт» (по данным kartoteka.ru его учредителем является Алмаз Сулейманов, компаниям которого принадлежат торговые комплексы XL и «Савиново» в Казани) и предприниматель Алексей Васин из Москвы. Последний хотел приобрести отель за 635 млн руб.

Отметим, что изначально группа ВТБ отрицала информацию о намерении выкупить отель, которым управляла «Гостиничная компания». «АО „Гостиничная компания“ не заинтересовано в покупке отеля Center Hotel Kazan Kremlin и, соответственно, не планирует принимать участия в торгах»,— говорили „Ъ“ год назад в пресс-службе ВТБ, отмечая, что «стратегия группы ВТБ в отношении непрофильных активов предусматривает их продажу на наиболее выгодных для группы условиях».

Вчера в пресс-службе ВТБ «Ъ» отказались прокомментировать покупку отеля. Дозвониться до представителей «Гостиничной компании» «Ъ» не удалось.

«Не исключено, что именно возвращение бренда явилось основной причиной интереса к данной гостинице»,— говорит аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. Он льмечает выгодную локацию гостиницы: «Указанную цену в 650 млн. рублей можно считать соответствующей фактической стоимости этого объекта. Особенно, если принять во внимание существенную девальвацию рубля за последние полгода». Господин Коренев указывает, что банк ВТБ «весьма активно приобретает непрофильные активы, пытаясь диверсифицировать своей бизнес», хотя «периодически столь же активно и избавляется от активов, ставших ему невыгодными». «Следует учитывать, что реконструкция и ребрендинг отеля, либо его реконцепция, потребуют вложения весьма существенных денежных средств. Период выхода на положительную рентабельность может составить от нескольких лет до полутора десятилетий и даже больше»,— заключает эксперт.

Аналитик «Алор брокер» Алексей Антонов добавляет, что стоимость бренда Marriott составляет примерно $5,3 млрд: «Название Marriott само по себе притягивает посетителей, которые привыкли к определенному уровню сервиса. Можно сказать, что название продает и повышает продажи гостиницы как минимум на треть. Полагаю, что цена в 650 млн руб. адекватна рынку». Господин Антонов напоминает, что TatarInn (отель «ТатарИнн»), который выставлялся на продажу осенью 2015 года, стоил около 220 млн руб. за номерной фонд в 53 номера: «Marriott в Казани —150 номеров, так что получаем сравнительную цену около 650 млн руб.». По его словам, «перепродать этот актив дороже будет сложно, так как цена уже соответствует рынку»: «Думаю, что ВТБ купил его для диверсификации бизнеса, в попытке улучшить качество управления гостиницей и вывести ее на другой уровень рентабельности». Он считает, что ВТБ «в этом может помочь в том числе административный ресурс госбанка, а также возможность кредитовать собственную гостиницу по льготной ставке».

Господин Антонов отмечает, что туристический рынок в России получил хороший импульс в ходе чемпионата мира по футболу. «Спрос на гостиницы есть среди тех инвесторов, кто поверил, что сервис в России может быть лучше и на нем можно заработать не 2-3% годовых, как обычно, а 10-15%»,— заключил господин Антонов.

Добавим, что, по данным Татарстанстата, за январь-июнь 2018 года доходы гостиничных предприятий республики составили 3,3 млрд руб., что на 26% выше, чем за аналогичный период предыдущего года. Чиновники отчитывались, что в дни ЧМ загрузка отелей в Казани превысила 80%. Двухместный номер в казанском Marriott сейчас стоит 5 тыс. руб. (по данным booking.com).

Кирилл Антонов

Вся лента