Дело о ключницах рассмотрит апелляционная инстанция
Начальник службы безопасности Русского музея настаивает на своей невиновности
В городской суд Санкт-Петербурга направлена апелляционная жалоба защиты начальника службы безопасности Государственного Русского музея (ГРМ) Ирины Кузнецовой, которая ранее совместно с петербургским предпринимателем была признана Смольнинским райсудом виновной в мошенническом хищении почти 5 млн рублей. Бюджетные средства, как установил суд, они похитили при исполнении госконтракта на поставку ключниц для музея. Адвокаты Ирины Кузнецовой просят отменить обвинительный приговор, а свою подзащитную — оправдать.
Как рассказала "Ъ" адвокат Марина Янина, представляющая интересы музейщицы, уголовное преследование Ирины Кузнецовой должно быть прекращено в связи с отсутствием состава преступления в ее действиях. Глава службы безопасности ГРМ и гендиректор ООО "Фрейм" Николай Дурасов, напомним, обвинялись по ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество в особо крупном размере). Оба были задержаны весной 2016 года и по распоряжению суда отправлены в сизо. Поводом к уголовному преследованию Ирины Кузнецовой и Николая Дурасова стал госконтракт на поставку четырех электронных ключниц с интеллектуальной системой контроля. В Минкульт была направлена заявка на субсидию, в которой была указана стоимость оборудования импортного производства. Однако после удовлетворения заявки, по версии следствия, Ирина Кузнецова убедила руководство музея приобрести технику в ООО "Фрейм", с которым впоследствии был заключен контракт. При этом контракт от имени музея подписал главный хранитель ГРМ Иван Карлов. В декабре 2013 года ключницы были поставлены в музей, а "Фрейму" перечислили 8,5 млн рублей. По оценке следствия, обвиняемые завысили стоимость оборудования, что позволило им похитить 4,7 млн рублей. Дополнительно петербургскому бизнесмену следствие вменило еще один эпизод мошенничества, обвинив его в хищении 350 тыс. рублей, переплаченных ГРМ за обслуживание поставленной техники.
Сами фигуранты дела отрицали свою причастность к инкриминируемым им деяниям. Тем не менее в судебных прениях прокуратура заявила о доказанности обвинения и просила суд приговорить Ирину Кузнецову к семи годам колонии, а Николая Дурасова — к девяти годам реального лишения свободы.
Смольнинский райсуд согласился с надзорным ведомством по доказанности обвинения, но назначил условное лишение свободы: Ирине Кузнецовой — четыре года, а Николаю Дурасову — пять лет. Каждый должен выплатить 2 млн рублей.
Защита главы службы безопасности ГРМ полагает, что версия суда о сговоре между Ириной Кузнецовой и Николаем Дурасовым не подтверждается, поскольку отсутствуют доказательства в материалах дела. Ирина Кузнецова не готовила и не отправляла заявку в Минкульт на получение субсидии. Заявку подготовил, как пояснила адвокат Янина, планово-экономический отдел музея, а подписал ее директор ГРМ Владимир Гусев. Защитник раскритиковала утверждение о том, что Ирина Кузнецова ввела в заблуждение по поводу иностранного производителя, поскольку российское законодательство не позволяет указывать в заявке производителя. Утверждение о том, что техническая документация конкурса была составлена под руководством Кузнецовой таким образом, что участвовать в нем могло только ООО "Фрейм" (на него заявилась только эта компания, которая и была рекомендована конкурсной комиссией в качестве поставщика), по оценке защиты, не выдерживает критики. Как отметила госпожа Янина, сами участники рынка опровергали эти выводы следствия.
Также адвокат оспаривает то, что главный хранитель ГРМ Иван Карлов, подписавший контракт на поставку ключниц, был введен в заблуждение Ириной Кузнецовой. Допрошенный в суде главный хранитель заявил, что работает в музее очень давно и его никто не может ввести в заблуждение.
Поэтому защита просит апелляционную инстанцию горсуда Петербурга отменить обвинительный приговор Смольнинского райсуда, а саму Ирину Кузнецову — оправдать в связи с отсутствием состава преступления в ее действиях.