Ростовскую «Революцию» экспортировали в Европу
Фигуранты дела о попытке свержения власти запросили политубежище за рубежом
Как стало известно „Ъ-Юг“, трое свидетелей по уголовному делу о попытке свержения власти в Ростовской области бежали из России в Европу и запросили там статус политических беженцев. Один из беглецов сейчас находится в Грузии, а двое других — в Эстонии. Все трое не являются подозреваемыми, но опасаются за свою свободу. Правозащитники говорят, что стать политическими беженцами в Европе им будет непросто.
Из Ростова-на-Дону за рубеж бежали три свидетеля по уголовному делу, возбужденному в отношении Яна Сидорова и Владислава Мордасова (обвиняются в попытке организовать в Ростове массовые беспорядки в ноябре 2017 года — ст. 30, ст. 212 УК РФ), об этом „Ъ-Юг“ сообщили правозащитники «Открытой России». Речь идет о Дмитрии Чернове, Денисе Макарцеве и Андрее Ковалеве. Первый, опасаясь уголовного преследования, несколько недель назад пересек границу Грузии. Сейчас он готовится перебраться в другую европейскую страну, чтобы запросить там статус преследуемого за свои политические взгляды и получить убежище в Евросоюзе. Денис Макарцев и Андрей Ковалев в августе на попутках добрались до Эстонии. Сейчас они находятся в центре для беженцев и пытаются получить политическое убежище. При этом пока не ясно, являются ли беглецы еще свидетелями или уже стали подозреваемыми по делу. В УФСБ РФ по Ростовской области „Ъ-Юг“ сообщили, что не имеют информации о том, что указанные лица находятся в розыске. В ГУ МВД РФ по Ростовской области ответить на запрос „Ъ-Юг“ не смогли.
Отметим, что летом у Дмитрия Чернова, Дениса Макарцева и Андрея Ковалева проходили обыски по уголовному делу, возбужденному в отношении Владислава Мордасова и Яна Сидорова. По версии следствия, молодые люди организовали в Telegram закрытый чат под названием «Революция 5/11/17 Ростов-на-Дону» и обсуждали в нем акцию протеста, целью которой были «организация массовых беспорядков, сбора толпы, […] совершение погромов, поджогов, уничтожение имущества, применение предметов, представляющих опасность для окружающих, кроме того, захват здания правительства». Сами задержанные свою вину отрицают. Правозащитный центр «Мемориал» уже назвал Владислава Мордасова политическим заключенным и потребовал его освобождения. Расследование этого дела еще не закончено.
Не исключено, что причиной бегства мужчин из страны мог стать и другой аспект их деятельности. Так все трое являются активными членами национал-патриархального сообщества «Мужское государство». Движение имеет филиалы в крупных городах России и проводит активную политику по привлечению новых участников. «Примерно в августе 2017 года я создал чат в социальной сети „Вконтакте“, для того чтобы общаться со своими друзьями, знакомыми или соратниками на темы мужского просвещения, так как я являлся администратором группы „Мужское государство г. Ростов-на-Дону“. Чат, насколько я помню, назывался „Админка“. В указанном сообществе мы занимались отстаиванием прав мужчин в современном обществе»,— следует из протокола допроса господина Чернова (копия имеется в распоряжении „Ъ-Юг“). В нем также упоминается, что члены сообщества проводили в Ростове-на-Дону встречи, где обсуждали, как вовлечь в работу организации как можно больше участников. Кроме того, участники движения организовывали совместные мероприятия, в том числе походы в горы Кабардино-Балкарии.
«В Европе трудность заключается в том, что кандидату на предоставление убежища нужно доказать факт самого преследования. Это проще всего сделать, если ты являешься фигурантом уголовного дела. В европейских странах кандидатуру на получение статуса политического беженца рассматривают в основном в тех случаях, если в родной стране существует угроза для жизни и здоровья кандидата. Если таковой нет, то есть риск, что соискателя выдворят домой»,— рассказала „Ъ-Юг“ член федерального совета «Открытой России» Анастасия Шевченко.