Черный Бим Белое ухо
Закон
Пятнадцать лет назад, когда в судах еще рассматривались "бандитские дела", эксперты предрекали скорую смену их экономическими преступлениями. Сегодня СМИ регулярно рассказывают о взятках высокопоставленных чиновников, масштабных хищениях при реализации госпроектов, "черных банкирах" и незаконном возмещении НДС. Несмотря на более лояльное отношение общества, преступные действия "белых воротничков" наносят государству ущерб в миллиарды рублей и тянут за собой общеуголовные преступления.
Для нашей страны понятие "беловоротничковой преступности" (white collar crime — WCC) относительно новое, тогда как в США криминолог Эдвин Сатерленд еще в начале прошлого века дал определение этому явлению. В России есть попытки сформулировать его сегодня, но четкого, единого мнения пока нет. Как полагает доцент кафедры уголовного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета и управляющий партнер юридической компании CLC Наталья Шатихина, в первую очередь WCC подразумевает экономические и коррупционные преступления, которые совершают лица высокого социального статуса. Эту группу людей эксперт называет "позвонками", прослойкой, на которую опирается общество. И в этом их основное отличие от традиционных преступников. Субъекты WCC также отличаются более высоким уровнем образования и доходов.
Характерное свойство "беловоротничковых" преступников — интеллектуальность, говорит заведующий кафедрой уголовно-процессуального права Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия Константин Калиновский. Еще одно, добавляет заместитель начальника 4-го отдела Главного следственного управления ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленобласти Олег Косатенко,— обладание специальными познаниями, как правило, в сфере экономики: ценные бумаги, страхование, сделки с недвижимостью, банковское дело.
Вместе с тем к WCC нельзя отнести все экономические или коррупционные преступления. Среди наиболее распространенных составов адвокат Андрей Гривцов выделяет взятки (ст. 290 УК РФ), мошенничество (ст. 159), растрату (ст. 160), коммерческий подкуп (ст. 204), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), а также уклонение от уплаты налогов с организаций и физических лиц (ст. 199 и 198). Господин Косатенко включает в этот список незаконную банковскую деятельность (ст. 172). Однако титульной статьей WCC, считает он, остается мошенничество.
"Преступления, совершаемые "белыми воротничками", как правило, носят групповой характер и отличаются высокой организованностью, разработкой оригинальных сценариев и схем совершения преступлений с использованием юридических лакун и пробелов в законодательстве",— делится заместитель начальника "коррупционного" отдела ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленобласти Вааган Бабаян. Уголовное дело топ-менеджера холдинга "Сотранс", члена совета директоров банка "Берейт" Марка Броновского, имеющего гражданство России и США, наглядно подтверждает это утверждение. Марку Броновскому было предъявлено обвинение по ст. 210 УК (организация преступного сообщества) и ст. 159 УК (мошенничество). По версии следствия, преступное сообщество, целью которого было незаконное возмещение НДС, состояло из трех подразделений — финансового, юридического и координационного. Злоумышленники работали по схеме, задействовавшей почти 40 компаний. От их имени номинальные руководители подавали декларации в налоговые инспекции на возмещение НДС по фиктивным сделкам. В случае отказа к работе привлекались адвокаты, которые подавали жалобы в арбитражный суд. Таким образом, считает следствие, злоумышленники смогли незаконно получить из бюджета около 430 млн рублей. Еще несколько попыток на аналогичную сумму оказались безуспешными. Сейчас дело рассматривается Приморским райсудом Петербурга.
Из последних примеров — уголовное дело о незаконной банковской деятельности, которое с ноября прошлого года расследуется петербургской полицией. Тогда в квартире, где "черные банкиры" хранили полученные доходы от преступной деятельности, во время обыска в диване был обнаружен тайник с 50 млн рублей. В июле этого года в этой же квартире следователи и оперативники изъяли уже 417 млн рублей, $48 тыс. и €60 тыс.
Такой вид преступлений невозможно совершить без активного участия реально работающих предпринимателей, полагает следователь Косатенко. Как правило, в этой схеме задействованы коммерсанты из мелкой розницы, через предприятия которых проходит немало наличных денег.
Наличные деньги — сами по себе товар, и стоимость услуги по незаконному обналичиванию может достигать 15% от обналиченных сумм. По оценке Натальи Шатихиной, оборот центров обналичивания денег может быть сопоставим с оборотом некоторых легальных банков.
""Беловоротничковая преступность" не может существовать без коррупционной составляющей, это обязательное условие, поэтому среди фигурантов экономических дел нередко оказываются должностные лица различных госорганов вплоть до достаточно высокопоставленных лиц",— рассказывает Вааган Бабаян. "Как только возникает связка между криминалом, бизнесом и чиновниками, ущерб от преступной деятельности начинает исчисляться миллиардами",— добавляет Олег Косатенко.
Иллюстрировать этот тезис поможет уголовное дело руководителя управления Ростехнадзора по Северо-Западному федеральному округу Григория Слабикова. По версии следствия, он оказался причастен к хищению почти 5 млрд рублей, принадлежавших нескольким саморегулируемым организациям — "Стандарт-Проект", "Строительный ресурс" и "Стандарт-Изыскания". Созданные в 2011 году СРО, по неофициальным данным, объединяли несколько сотен строительных компаний, перечислявших в СРО членские взносы, а также возмещения в компенсационные фонды. Исполнение этих обязательств позволяло строительным компаниям получать необходимые для работы лицензии. Схема, по которой были похищены деньги, заключалась в следующем. СРО заключили договоры с управляющей компанией "Норд-Вест-Капитал" на управление средствами, поступающими от строительных фирм. Деньги по фиктивным договорам были выведены из "Норд-Вест-Капитал" на счета почти десятка фирм-"пустышек", а затем, по версии правоохранителей,— в Испанию.
Преступные действия "белых воротничков", говорит Наталья Шатихина, опасны высокой латентностью (в США, к примеру, они выявляются за счет осведомителей) и снисходительным отношением общества к этой категории преступлений, в отличие, например, от нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Авария, да еще и с жертвами, может вызвать среди пользователей соцсетей куда более сильную эмоциональную реакцию, чем хищение нескольких миллиардов рублей из госбюджета, создавшее условия для ДТП.
По оценке криминолога Ивана Клейменова, профессора кафедры уголовного права Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия, "беловоротничковая преступность" подрывает экономическую безопасность государства и служит питательной средой для других видов злодеяний, притягивая общеуголовные преступления, как магнит. Так, реализация амбициозного федерального проекта — строительство крупнейшего в Европе следственного изолятора "Кресты" в пригороде Петербурга — отметилась не только уголовными делами о хищении бюджетных средств и взятках высокопоставленным должностным лицам, но и убийством одного из сотрудников управления ФСИН России по Петербургу и Ленобласти, от которого зависела приемка работ на этом объекте.