Рейтинг крупнейших компаний СЗФО по динамике роста — 2018
Цифры
Компания «Агроторг» второй год подряд становится лидером нашего рейтинга. Это значит, что выручка продуктовой сети «Пятерочка» (подразделение X5 Retail Group) не просто растет, а увеличивается намного более высокими темпами, чем улучшаются дела ее конкурентов. ООО «Лента», еще в 2015 году обгонявшее нынешнего победителя по ключевому показателю ранжирования, спустилось на пятую строчку, уступив высшие позиции газовым компаниям. Сеть «О’Кей», планомерно терявшая очки последние несколько лет, в этом году выбыла из состязания, так как за два года (с 2015-го) ее выручка снизилась на 2 млрд рублей. Недавно совет директоров ритейлера назначил нового генерального директора. Им стал Армин Бургер, который ранее возглавлял дискаунтеры «Да!», входящие в группу. Аналитики не исключают, что большим планам компании по развитию этого направления могут сопутствовать намерения избавиться от гипермаркетов, оборот которых неуклонно падает. В 2017 году выручка группы «О’Кей» составила 168,7 млрд рублей: в два раза меньше, чем у «Ленты», и почти в пять раз меньше, чем у «Пятерочки».
Новый представитель организованной розницы в рейтинге — ООО «Евроритейл» — представляет собой набирающую обороты в Калининграде сеть Spar. Компания зарегистрирована в 2014 году, к концу 2017-го ее выручка достигла 7 млрд рублей. На этом фоне заметно снижение на территории анклава темпов роста дивизиона «Виктория» группы компаний «Дикси» (юридическое лицо в Калининграде — ООО «Виктория Балтия»). Тем не менее оборот сети все еще превышает выручку «Евроритейла» в несколько раз.
В таблице явно просматривается давление компаний нефтегазовой отрасли и добывающих производств — как контраргумент на рапорты чиновников об успешных попытках уйти от сырьевой экономики.
Торговые компании в это время преобладают над реальным сектором. Например, вернулись в рейтинг автодилеры — их представляют «Рольф» и «Инчкейп Олимп»,— что говорит о начале выздоровления рынка после нескольких тяжелых лет. С учетом перевозчиков, производителей авто и их компонентов, судов и железнодорожного состава транспортная отрасль обеспечивает значительную долю участников первой сотни компаний СЗФО по динамике роста.
Среди строителей интересно появление в таблице новичков. Например, конкретного жилого комплекса ГК «Эталон» (ООО «ЖК Московский»), головная компания которой в рейтинг не попала. А ГК «Гранит», ранее в рейтинге не «светившаяся», сразу попала в первую треть таблицы. В августе ее «дочка» — ООО «ПК “ГТС”» — получила статус резидента петербургской ОЭЗ, где к 2022 году планирует построить завод систем инженерной защиты стоимостью 530 млн рублей.
Методика подготовки рейтинга
Объектом исследования являются компании нефинансовой сферы, зарегистрированные в Северо-Западном федеральном округе и обеспечившие выручку за прошедший год не менее 1 млрд рублей. Исключаются городские и федеральные государственные унитарные предприятия.
Источник базовых показателей — система профессионального анализа рынков и компаний «СПАРК-Интерфакс», основными партнерами которой являются Федеральная налоговая служба, Федеральная служба государственной статистики, Федеральное казначейство, верховный суд и ЦБ РФ и другие источники, в числе которых министерства и ведомства, ключевые СМИ и сами компании.
Объединение компаний по группам и консолидация данных не осуществляется. В рейтинге могут встречаться юридические лица, входящие в один холдинг или группу компаний, если каждое из них удовлетворяет входным параметрам исследования.
В исследование включены только фирмы, существующие на рынке не менее трех лет. Компании ранжируются по абсолютному показателю прироста выручки за последние два года. Те организации, выручку которых за 2015 или 2017 год система не показала, не учитываются. Опубликован топ-100.
Расчет показателей рентабельности, приведенных в таблице, выполнен сотрудниками газеты «Коммерсантъ» в Санкт-Петербурге на базе величин чистой прибыли компаний за последние три года. При желании читатель может рассчитать рентабельность, опираясь на показатель валовой прибыли, также приведенной в таблице. Данные скомпонованы по наименованию показателя, чтобы у читателя была возможность проследить их динамику из года в год.
Рентабельность реализации — отношение чистой прибыли за период к выручке за период. Упрощенно: данный показатель дает представление о том, какова доля чистой прибыли в каждом рубле выручки компании.
Рентабельность активов — отношение чистой прибыли за период к величине активов на конец периода. Упрощенно: данный показатель дает представление о том, сколько рублей чистой прибыли приходится на рубль активов.
Рентабельность собственного капитала — отношение чистой прибыли за период к величине собственного капитала на конец периода. Упрощенно: данный показатель дает представление о том, сколько рублей чистой прибыли приходится на рубль собственного капитала.
*Рейтинг можно найти на страницах приложения "Компании", а также в pdf-формате:
24 | 25 | 26 | 27 | весь номер в PDF