Лекции переносят в онлайн-аудиторию
Ярослав Кузьминов намерен обязать преподавателей читать курсы в цифровом формате
Высшая школа экономики полностью отказывается от чтения лекций — вместо них профессора «Вышки» будут записывать собственные онлайн-курсы. Это решение ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов объяснил “Ъ” тем, что традиционные лекции превратились в «профанацию»: их посещаемость во всех вузах оставляет желать лучшего, а у преподавателей не остается времени на исследовательскую работу из-за аудиторной нагрузки. Переход на цифровой формат должен повысить вовлеченность студентов, разгрузить профессоров и в целом поднять качество университетского образования. При этом Ярослав Кузьминов дал понять, что внедрение онлайн-курсов в российскую образовательную систему может быть «не только добровольным». Однако коллеги ректора пока не видят необходимости в отказе от формата лекций.
Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал о планах «Вышки» радикально сменить формат обучения в ходе международной образовательной конференции EdCrunch 2018. «Мы отменим лекционные занятия в классической форме,— сказал он в беседе с корреспондентом “Ъ”.— Думаю, что через пять лет мы точно заменим абсолютно все лекции онлайн-курсами. То есть каждый профессор "Вышки" запишет и будет поддерживать онлайн-курс по своему предмету». Ректор признал, что эта идея вызвала «очень большое сопротивление» у преподавателей на некоторых факультетах, причем больше всего недовольных было среди экономистов. «Но мы должны через это пройти»,— сказал господин Кузьминов. По его словам, посещаемость лекций студентами в российских вузах составляет в среднем всего 15–17%. «А вовлеченность студентов в этот процесс, боюсь, еще ниже,— сказал он.— Коэффициент полезного действия у таких лекций даже в "Вышке" низкий. Это никому не нужно, это профанация».
Ректор подчеркнул — идея заключается не в том, что студенты смогут дома слушать запись лекций: «Современный онлайн-курс подразумевает большой объем обратной связи с преподавателем. Невозможно пройти его, не будучи вовлеченным в предмет». Студенты все же смогут встретиться с лектором в большой аудитории — если сами почувствуют такую необходимость: «Это будет расширенный семинар, более продуктивное общение, чем обычная лекция».
При этом господин Кузьминов считает, что «ускоренное внедрение системы онлайн-курсов» сможет повысить качество российского высшего образования. «В подавляющем большинстве обычных вузов преподаватель читает два-три курса одновременно. Очевидно, что он не успевает даже изучить современную научную литературу по ним, не говоря уже о том, чтобы вести исследования»,— сказал ректор ВШЭ. Если часть таких лекций будет замещена онлайн-курсами других вузов, то нагрузка преподавателей уменьшится и они смогут вести оставшиеся занятия на более высоком уровне, считает господин Кузьминов. При этом он подчеркнул, что сами вузы будут «довольно долго» внедрять у себя подобные новшества, поэтому переход на использование онлайн-образования уже в ближайшем будущем может стать «не только добровольным».
В Министерстве науки и высшего образования заявили “Ъ”, что ВШЭ, как и любой вуз, имеет право полностью перейти на онлайн-курсы: «Законодательство по общему правилу позволяет не предусматривать в образовательных программах занятия лекционного типа, проводимые путем непосредственного взаимодействия студента и преподавателя, находящихся в одной аудитории». Вместе с тем в ведомстве подчеркнули, что подобные изменения возможны, только если они не нарушают трудовое законодательство, а также показатели по зарплатам преподавателей вузов, установленные майскими указами президента 2012 года. В пресс-службе Рособрнадзора вчера ответили “Ъ”, что ведомство «поддерживает внедрение и развитие цифровых технологий в сфере образования, однако их использование не должно понижать качество образования». «Данное предложение требует тщательного и всестороннего обсуждения»,— подчеркнули в Рособрнадзоре.
Ректор НИТУ МИСиС Алевтина Черникова рассказала “Ъ”, что в ее университете около 70% образовательных курсов реализуются с применением онлайн-технологий. Она подчеркнула, что МИСиС уже несколько лет целенаправленно занимается «формированием цифровой образовательной университетской среды». «Мы рассматриваем развитие онлайн-технологий и внедрение их в образовательный процесс в первую очередь как важную часть смешанного обучения, направленного на повышение качества и доступности образования, а также возможность учиться у лучших»,— подчеркнула она.
Ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров также сказал “Ъ”, что полностью отказываться от очных лекций в вузе не собираются: «Каждый университет должен выбрать сам, как взаимодействовать со студентами, но для классических университетов наиболее удобно сочетание обоих форматов. Мы используем и очные лекции, и видеоплатформы, полностью отказываться от одного из двух мы не будем»,— заявил он.
Ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Вадим Волков назвал инициативу ВШЭ «очень современной»: «"Вышка" — это большой вуз с огромным потоком студентов, возможно, для них этот формат будет полезен». По мнению господина Волкова, для любого вуза внедрение видеолекций — это хороший способ расширить ряд лекторов, так как при использовании такого формата не имеет значения, в какой точке мира преподаватель находится. Однако господин Волков отмечает, что «пока точно неизвестно, насколько результативен полный отказ от очных лекций»: «Одно дело быть на концерте The Rolling Stones лично и совсем другое — смотреть дома на компьютере, имея возможность поставить на паузу».