«Все хотят проводить акции на площади Свободы»
Госсовет Татарстана обеспокоился увеличением числа протестных акций в регионе
В Татарстане по итогам прошлого года вдвое выросло число участников публичных протестных мероприятий. Такие данные вчера были представлены на заседании комитета Госсовета по законности и правопорядку. Один из депутатов призвал парламентариев выяснить «причины недовольства граждан» и выступил против практики отказов властей в согласовании акций, назвав ее «издевательской». Однако глава комитета Шакир Ягудин заверил, что отказы чиновников законны, и посоветовал протестующим обращаться в суд. Парламентарий выразил опасение, что если власти смягчат свои требования к заявителям акций, то протестные мероприятия будут проходить «на центральных площадях» республики.
Проблему согласования публичных мероприятий в Татарстане вчера на заседании комитета Госсовета по законности и правопорядку поднял депутат фракции «Единой России», заместитель гендиректора по безопасности ПАО «КамАЗ» Ильдар Шамилов. Изучив материалы комитета, свидетельствующие о росте протестной активности в республике, он задался вопросом: «Разбираемся ли мы в истинных причинах именно отказа в митингах? Нет ли административного давления?» Он отметил, что «сотни людей, а иногда и тысячи, без административного ресурса собираются, чтобы выразить свое недовольство теми или иными изменениями в жизни нашей республики или страны». По мнению депутата, необходимо «устранить причины недовольства наших граждан, наших избирателей», в том числе, когда они «не получают согласования в проведении публичных мероприятий».
«Когда разрешают митинг какому-нибудь движению и предоставляют место на отшибе города, в лесопарковой зоне — это, честно говоря, издевательство над людьми», — заявил Ильдар Шамилов. Он предложил комитету «проработать дальнейшее совершенствование законодательства», в частности, с целью «снижения административного давления».
Руководство комитета не поддержало инициативу депутата. Председатель Шакир Ягудин заверил, что чиновники отказывают в проведении акций на законных основаниях. «То, что имеется практика, как вы говорите, отказов— эти все действия происходят в соответствии с нашим законом, который полностью практически вытекает из федерального закона». Господин Ягудин указал, что если и «есть какие-то нарушения» со стороны властей, то «заявляющиеся лица и организации сразу подают в суд и эти вопросы решают в порядке справедливости и законности». «Та практика, которая имеется, она вытекает из закона. На местах действуют в соответствии с законом», — повторил глава комитета. Он выразил обеспокоенность, что в случае смягчения административных барьеров протестные акции постоянно будут проходить на центральных площадках: «Что греха таить, в Казани все хотят проводит мероприятия на площади Свободы». Отметим, что на площади Свободы в Казани располагается правительство и парламент республики. Власти уже многие годы запрещают публичные акции на площади.
«Я говорю не о площади Свободы», — попытался объясниться Ильдар Шамилов. Он вспомнил ситуацию с протестами в связи с крахом Татфондбанка в начале 2017 года. «Мне говорили, что все нормально (с банком — „Ъ“), правительство принимает меры. Меры не получились, и народ вышел на ту же площадь Свободы», — привел пример парламентарий. «Мы должны обращать внимание, прорабатывать эти вещи. Это же наши люди», — добавил господин Шамилов.
«Я тоже согласен. В Юдино дают, в Дербышках дают, а где-то в центре не дают проводить митинги! Придумывают тысячу причин!»— неожиданно вступил в дискуссию зампред парламентского комитета Рафил Нугуманов. Однако тут же поддержал позицию своего начальника: «Я не вижу, давайте предложения, как можно влиять на администрацию (города — „Ъ“)? Ну, суд. Они подают в суд». «Суд — единственный действенный метод, — резюмировал Шакир Ягудин. — В законе невозможно прописать, чтобы всем давали проведение мероприятий на центральных площадях».
Отметим, ранее в стенах Госсовета на жесткие правила для митингующих в Татарстане жаловались только коммунисты. Фракция КПРФ несколько раз пыталась смягчить республиканский закон о публичных мероприятиях (предусматривает запрет на акции в 50 метрах от шести видов учреждений). Однако их поправки не находили поддержки как у депутатов «Единой России», так и у исполнительной власти. В частности, министр внутренних дел по республике Артем Хохорин предлагал коммунистам и другим протестующим «выражать свое мнение через интернет». Шакир Ягудин объяснял, что жесткие нормы рассчитаны «на перспективу от экстремальных разного рода ситуаций, от провокаторов». «Демократия — это не только выход на улицы с флагами», — указывал спикер Госсовета Фарид Мухаметшин.
Между тем, несмотря на жесткость правил, число протестных акций в Татарстане за последние годы значительно выросло. Согласно аналитическим материалам комитета Госсовета по законности, если в 2016 году в республике состоялось 489 митингов и пикетов, то уже в 2017 году их количество возросло до 667. В первом квартале 2018 года число протестных мероприятий составило 217, что в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Число участников таких акций также увеличилось — с 5,5 тыс. человек в 2016 году до 10,4 тыс. в прошлом году. При этом в 2017 году состоялось 14 несанкционированных акций, в первом квартале этого года — еще две. В заключении комитета Госсовета сказано, что практика реализации татарстанского закона о митингах «соответствует планируемому результату правового регулирования».
Последняя крупная несанкционированная акция в Казани прошла 9 сентября этого года. Власти отказали сторонникам Алексея Навального в согласовании митинга против пенсионной реформы в сквере Тинчурина, предложив протестовать в поселке Юдино. В итоге активисты провели не только митинг в центре города, но и прошлись шествием до Казанского кремля. Полиция задержала около 25 человек. Суды назначили им штрафы и административные аресты.