Семейный бизнес официально пропишут в законе
Готовы ли предприниматели платить новый налог
Семейный бизнес пропишут в законе и обложат налогом — с такой идеей накануне выступил министр экономического развития Максим Орешкин. По его словам, задача — помочь малому бизнесу, который управляется родственниками. Но критики идеи говорят, что это очередной способ собрать деньги для бюджета. Что можно считать семейным бизнесом? И готовы ли предприниматели платить? Разбирался Александр Рассохин.
Москвичка Анастасия после рождения ребенка с головой ушла в кондитерское дело. Она готовит, муж занимается доставкой. Их бизнес в «серой» зоне — с государством и налоговой они не имеют никаких дел. Правда, сейчас настало время расширяться. Анастасия смотрит различные варианты и самым оптимальным ей кажется покупка налогового патента: «С нашим оборотом вариант с патентом будет самым выгодным. Но налоговая система для малого бизнеса, домашнего — в принципе, вариант интересен, можно было бы его тоже рассмотреть.
Как они будут контролировать доходы, с каких данных они будут брать этот процент?
Если, например, по патенту открывать ИП, то там все гораздо проще: ты один раз заплатил единовременный фиксированный взнос, и в течение года делай свой доход».
С первого взгляда у Анастасии классический семейный бизнес, определения его в законе нет. Но, судя по всему, это вопрос времени. Гендиректор Корпорации малого и среднего предпринимательства Александр Браверман сообщил «Ъ FM», что они изучили международный опыт и подготовили определение для членов своей организации. Можно надеяться, что и в законе появится нечто подобное. «Есть две ипостаси. Первая — это индивидуальный предприниматель, у которого по найму работает как минимум еще один член семьи. Вторая —юридическое лицо, в уставном капитале которого семье принадлежит не менее 50%, и как минимум два члена семьи участвуют в управлении предприятием», — пояснил Браверман.
Минэкономразвития предлагает для семейного бизнеса такие же правила игры, как и для самозанятых: от 4 до 6% налога и освобождение от отчетности. Долгие годы москвичка Елена вместе с мужем и партнерами занимается музеем для слепых «Прогулка в темноте». Ей кажется, что новая система может быть выгодной. Сейчас они работают как ООО и платят значительно больше. «У нас доходы минус расходы, и с этого мы платим 15%, у нас “упрощенка”. ООО — это хорошая форма, так как количество обязательств снижено по сравнению с тем же ИП, например. Но платить меньше налогов мы бы, конечно, хотели, с удовольствием».
В Торгово-промышленной палате идею с отдельной системой налогообложения для родственников поддерживают. Главное, чтобы были простые правила игры: никакого жесткого учета. И лучше все свести к одному простому документу — семейному патенту, говорит президент ТПП Сергей Катырин: «Нам кажется, что необязательно выстраивать все договорные и трудовые отношения между членами семьи, когда надо заводить трудовую книжку, инструктаж по технике безопасности, вести журнал, и сдавать 30 с чем-то форм отчетности за каждого. Чтобы в рамках этого патента это было урегулировано внутри семьи. Естественно, уходят все налоговые проверки.
Если один раз приобрели патент, по нему работаете, то никаких других выплат, поводов для проверок не существует».
Впрочем, есть и еще один вопрос к новой системе: не станет ли семейный бизнес хорошим поводом для ухода от налогов для других компаний? Власти уверены, что нет, ведь касаться это будет, как и в случае с самозанятыми, бизнеса с не очень большим оборотом.
Налоговый режим для самозанятых должен начать тестовую работу со следующего года. Предполагается, что бизнесмены, которые оказывают услуги и производят товары, но не нанимают сотрудников, будут платить налог размером 4%с дохода.