Рубль оказался между словом и делом

Как заявления российских властей влияют на курс нацвалюты

Доверия к доллару нет, но Минфин будет закупать его в рекордных количествах: власти делают противоречивые заявления о судьбе американской валюты в России. О подрыве доверия ранее говорил Владимир Путин, а в правительстве официально подтвердили курс на дедолларизацию экономики. Тем временем, Минфин объявил о планах рекордных закупок американской валюты в рамках бюджетного правила. На что из этого стоит обращать внимание? «Коммерсантъ FM» составил рейтинг влияния заявлений на курс рубля. Подробности — у Григория Колганова.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Авторитетный мировой лидер прогнозирует отказ от американской валюты в качестве резервной. Казалось бы, рынки должны бурно отреагировать, но слова Владимира Путина о том, что США своей внешней политикой подрывают доверие к доллару, шумели разве что в прессе. А рубль их будто не услышал. И это вполне объяснимо, уверен главный экономист финансовой группы БКС Владимир Тихомиров. По его мнению, президент не сказал ничего такого, о чем инвесторы не знали ранее, и по десятибалльной шкале влияния на курс такие заявления тянут на ноль: «Владимир Путин ничего нового не сказал, потому что вопрос о переходе с двухсторонних экономических отношений на национальную валюту давно уже ставится Россией. То есть это не какая-то большая новость для рынка. На текущий момент на курс, рынок, это влияния никакого не оказало».

Примерно с тем же результатом повлиял на рынок подтвержденный, наконец-то, официально курс на дедолларизацию российской экономики. Глава Минэкономразвития Максим Орешкин сообщил, что совместно с Минфином, ЦБ, госбанками и экспортерами разрабатывается план, как стимулировать компании отказаться от расчетов в долларах. Наполеоновские на словах устремления по факту ничего для рубля не значат, считает аналитик группы «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский, ведь то, что придумали власти — это движение по кругу: «Для рубля это все разговоры ни о чем, потому что они не затрагивают ситуацию на валютном рынке.

Если больше экспортной выручки будет приходить в евро, на валютный курс доллара это не окажет никакого влияния.

Потому что все равно останется кросс-курс "евро-доллар" на мировом рынке Forex».

Другое дело — планы Минфина приобрести в ближайший месяц американскую валюту на рекордную сумму, почти в 0,5 трлн руб. Странное решение на фоне курса на дедолларизацию, вероятно, посчитали инвесторы, и к концу торговой сессии доллар снова подорожал. Это при том, что на рынок ведомство Силуанова выходить не планирует и закупать валюту будет из резервов ЦБ. Но намерения Минфина все равно аукнулись рублю, убежден президент инвестиционной группы «Московские партнеры» Евгений Коган. В рейтинге влияния на курс такое сообщение заслуживает минимум шести баллов, считает эксперт: «По большому счету, хрен редьки не слаще. Даже если они будут приобретать доллары у ЦБ, скорее всего, тот будет устанавливать свою позицию на рынке. Так или иначе, это будет влиять на курс, что и случилось моментально: рубль просел, и мы увидели возврат на уровень 65,7 за пять секунд. Я думаю, что по рейтингу влияния на курс где-то 6-7».

Впрочем, есть и другое объяснение: ослабление рубля накануне совпало по графикам со снижением стоимости нефти. Вернулась зависимость российской валюты от барреля, отмечает аналитик «БКС брокер» Сергей Гайворонский. По его словам, причина тому — Центробанк, который перестал быть активным игроком на валютном рынке: «Пара "доллар-рубль" ходит за нефтью. Вернулась корреляция. С ростом цен на нефть растет и налог на добычу полезных ископаемых. Для того чтобы его заплатить, экспортеры выходят на рынок, повышая спрос на рубли. Это позитивно влияет на курс российской валюты. Что делал с бюджетным правилом Минфин? Он получал конвертированную уже в рубли валютную выручку от экспортеров и покупал на них доллары, то есть нивелировал позитивный эффект для рубля от роста нефтяных цен».

К концу сессии нефть развернулась, но рубль этого уже не почувствовал. Ясно одно — в рейтингах влияния действия куда важнее слов, по крайней мере, в экономике.

Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов ранее, комментируя план по дедолларизации экономики, особо подчеркнул, что валютные депозиты граждан не пострадают.

Вся лента