Шутка на миллионы
«Uber» в мире благотворительности
21 ноября «Коммерсант Инициативы» вручит первую премию за лучшие проекты компаний в области культуры, экологических инициатив и благотворительности. Одна из номинаций будет вручаться совместно с Meet for Charity, молодым и очень динамично развивающимся российским благотворительным проектом. О том, как возникла его идея и как развивается благое дело, мы поговорили с основательницей Meet for Charity Ольгой Флер.
— Как и когда появилась идея meet for charity?
— Началось все с шутки. Но как говорится: «В каждой шутке…». У меня тогда было PR-агентство. В офисе наша сотрудница Оксана обмолвилась, что хотела бы пойти на свидание, а я тогда думала, где же мне найти средства на организацию благотворительного праздника Handmadecharity. Вдруг мне пришла в голову одна безумная идея, и я предложила Оксане, «продать» ее на благотворительном аукционе. Она смело согласилась. Я вывесила её фото на фейсбуке и написала: «Внимание, внимание, благотворительное свидание!». И уже на следующий день, свидание ушло с «молотка» за 20 000 руб. Старт проекту был дан, и после этого самые разные люди начали писать с просьбой: «Продай меня». И так как по работе я вращалась журналистском и светском коммьюнити, вскоре начали подтягиваться известные и интересные люди. Дело начало набирать обороты, и за несколько месяцев стало достаточно крупным проектом. Тогда я поняла, что это нечто серьёзное. Сначала самым большим удивлением стала Ира Горбачева — за свидание с ней заплатили 300 тысяч рублей. 350 тысяч отдали за встречу с Сергеем Александровичем Капковым, столько же — за встречу с Аленой Долецкой. Тогда это были для меня огромные ставки, мне казалось, что 300 тысяч — это просто космос. Сейчас уже ставки доходят до 2,2 миллионов рублей — недавно столько заплатили за свидание с актрисой Анной Чиповской. За время существования проекта — два года — мы собрали почти миллион долларов — 52 миллиона рублей. Сейчас мы рабоатем уже более чем с 90 фондами, мы стали своего рода «Uber’ом» в благотворительности: фонды сами ищут героев и присылают нам каждую неделю свои предложения — а мы размещаем их на платформе сайта и приложения Meet For Charity.
Одна из миссий проекта это менять отношение к благотворительности как в России так и в мире
— Когда благотворительные встречи переросли в серьезное дело, не отговаривали ли им заниматься?
— Буквально через несколько месяцев после «шутки» я поняла, что проект вызывает большой интерес у аудитории и «все серьезно». Ко мне начали обращаться благотворительные фонды, предлагать к участию очень известных людей: актеров, бизнесменов, режиссеров. Мы начали сотрудничество с Фаиной Захаровой (фонд «Линия Жизни»), и другими крупнейшими фондами страны. Через пару месяцев мне уже начали поступать предложения о партнерстве с другими проектами. Тогда я поняла, что хочется посвятить больше своего времени проекту и для этого необходимо подумать над бизнес моделью, которая могла бы дать проекту устойчивое развитие. Так была придумана сама платформа Meet For Charity. Приложение и веб-сайт благодаря которому проходят аукционы.
Конечно, когда я оставила бизнес и стала заниматься только проектом, многие отговаривали меня и просили вернуться, но я с первого дня верила, что могу создать проект который будет работать как социальный бизнес, по американской модели Charity For Profit. Так и случилось. Через несколько месяцев после принятия этого решения я нашла инвестора и развитие пошло быстро и эффективно.
Одна из миссий проекта это менять отношение к благотворительности как в России так и в мире. Благотворительность это не всегда равно сострадание, боль или непрозрачность. Мы придумали win-win модель, когда делая пожертвование и помогая фонду ты получаешь что-то очень значимое, а именно встречу которая может изменить не только твою жизнь, но и жизнь того, кто в этом нуждается.
— Что было сложнее, пока проект не стал узнаваемым брендом — уговорить героев на встречу или «раскачать» аудиторию, которая участвует в торгах?
— Я бы сказала: «Господи, благослови Facebook». Сложностей не было. Благодаря социальным сетям, спрос на аукционы был огромный, люди бились в комментариях, делали до 150-ти репостов, поддерживали друг друга, а главное — фонды. Я помню, как набралась смелости и написала Сергею Капкову, предложила поучаствовать. Он очень быстро согласился. После таких людей как он, Ира Горбачева, Алена Долецкая, «лоты» не приходилось долго уговаривать.
Самым удачным результатом аукциона стало создание новой семьи. Красавицу телеведущую Марию Белову, «приобрел» на аукционе певец T-killah.
— Какова механика поступления и распределения денег?
— Аукционы проходят на сайте или в приложении. Мы работаем с более чем 90 благотворительнымы фондами в России. Фонд предлагает нам кандидатов — «лоты», мы размещаем их на платформе Meet For Charity, и люди делают ставки. У победителя снимается с карты полная сумма и 80% средств уходят в благотворительный фонд, а 20% падает нам на счет за наш сервис. Как только все оплачено, мы приступаем к организации встречи.
— Кроме Чиповской какие были рекорды?
— Баста принес фондам около 1,5 млн руб. Глава компании Mail group Дмитрий Гришин — тоже 1,5 млн руб.
— Какие аукционы были неожиданно удачными иди неожиданно провальными?
— Самым удачным результатом аукциона стало создание новой семьи. Красавицу телеведущую Марию Белову, «приобрел» на аукционе певец T-killah. Пару месяцев назад они отпраздновали свадьбу. Провальных встреч не было, были очень короткие, которые длились 15 минут, так как темы для разговора были исчерпаны. Но были и встречи, которые длились более пяти часов и перерастали в близкую дружбу или совместный бизнес.
— Были ли встречи, которые правда меняли жизни?
— Конечно. Думаю, их было много. Уверена, что мы знаем не обо всех таких случаях. Мы провели более пятисот встреч. Я знаю, как спасали жизни подопечных фондов, которым направлялись вырученные от встреч средства. Это самое главное.
— Как появилась идея онлайн-магазина? Как он работает и как будет делиться доход? Кто уже стал партнером магазина?
— Идея у меня родилась в магазине apple, когда я увидела красный чехол для телефона, все средства от продажи которого идут на нужды благотворительного фонда RED. Заинтересовавшись этой темой, я изучила фонд RED. Оказалось, они придумали гениальную вещь: разные бренды выпускают продукт красного света, все средства от продажи которого идут в помощь фонду RED.
Что там только нету: красный скутер Vespa, коврики для йоги, ремешки для apple watch, фартуки, наушники, открывалки, зубные щетки, колонки, бутылки для воды, аксессуары для занятия спортом, браслеты, игральные карты и т. д. Эти товары можно купить как на сайте фонда, так и в магазинах самих брендов. Фонд был основан в 2006 году солистом группы U2 Боно и Робертом «Бобби» Шрайвером. Гениально, правда?
Мы поняли, что эту идею можно развивать и в России, тем более у нас есть фирменный цвет — оранжевый. К запуску магазина, который состоится в ближайшее время, мы подготовили оранжевые пижамы с брендом Primerose Homewear, оранжевую косметику с брендом 22.11, и ювелирные украшения с брендом Epic Jewellery. Коллекция будет пополняться, остальное пока держим в секрете.
— Есть ли постоянные жертвователи? Можем ли назвать какие-то имена? Есть ли те, кто кроме покупки лотов просто жертвует деньги фонду на его «жизнь»?
— Конечно! Есть у нас герой добрых дел — Петр Коваленко. Петр основатель компании Offprice, он приобрел более пятидесяти встреч, потратив на них более пяти миллионов рублей. Петр изменил жизнь не только подопечных большого количества фондов, но и по его словам и свою, например после знакомства с Антоном Беловым, стал патроном музея Гараж.
— Сколько денег было собрано за годы существования проекта?
— На данный момент — 52 миллиона 600 тысяч рублей. Но это только начало! Цифра растет каждый день, и надеюсь скоро удвоится.
— Была идея перенести формат в США. Чем она закончилась? Есть ли сейчас планы расширить деятельность на другие страны?
— Проект уже достаточно зрелый, чтобы выводить его на другие рынки. У нас было время чтобы все протестировать на Российском рынке, разработать приложение и сайт, и сейчас мы привлекаем второй раунд инвестиций для запуска на шести западных рынках. В планах Великобритания, ОАЭ, Израиль, Индия, Австралия и США.
— У вас летом висели баннеры по всему городу. Вы рекламируете фонд за деньги или это некая благотворительность компаний?
— Конечно, мы не смогли бы себе позволить такую кампанию. Это социальная инициатива наших друзей и партнеров Russ Outdoor Media. Хочется отметить что такая поддержка очень важна для нас, ведь это влияет на количество собранных средств и узнаваемость. Чем больше таких инициатив тем больше помощи фондам. Вообще, очень важно когда бизнес помогает социальному сектору. Недавно, например, нас пригласили коворкинги «Ключ» разместить команду у них в офисе на трехгорной мануфактуре.
— Каков полный спектр мероприятий проекта, кроме собственно аукционов и магазина?
— Мы стараемся внедрять благотворительность во все сферы, так чтобы вызывать у людей яркие и приятные эмоции и желание помогать. Помимо Meet For Charity, мы делаем такие проекты как Eat for charity, Run for charity, а еще — Drive, Drink и т. д. Недавно мы запустили проект благотворительных завтраков с Аленой Долецкой, она разработала меню завтраков, часть средств от которых отправлялись на благотворительность. «Завтракай и помогай» — слоган проекта. Скоро во многих ресторанах Москвы в меню можно будет встретить такие блюда. Drink For Charity — тоже интересная идея: за каждый проданный бокал вина производитель отчисляет средства на благотворительность. Пусть это будут небольшие суммы, но если люди привыкнут помогать, сами того не замечая: выпивая бокал вина, занимаясь спортом или завтракая — это будет огромная помощь.
— Ваш слоган «Каждая встреча имеет значение». Какая встреча была самой значимой в твоей жизни?
— Очень разные были встречи. Никогда не забуду встречу с Владимиром Теодоровичем Спиваковым. Особенной энергетики человек. Но пожалуй мою жизнь изменила встреча с неизвестной широкой публике женщиной, директором небольшого семейного детского дома. Двадцать лет назад они с супругом усыновили 30 детей, тогда у них была такая возможность и они хотели помогать. Потом еще 30 и еще 30, так Светлана воспитала уже более 120 детей. Супруга уже не стало, а она каждый день дарит любовь и внимание совершенно разным детям, которые попадают в пансион. Это для меня пример безусловной любви и готовности прийти на помощь в любой, даже самой сложной ситуации. Когда то, что ты делаешь, подпитывает тебя сильнее власти или денег и делает тебя по-настоящему счастливой.