«Газпром» предложит новый вид заправок
Инвестиции в криоАЗС составят более 2 млрд рублей
ООО «Газпром газомоторное топливо» планирует построить 14 криогенных автозаправочных станций стоимостью 150 млн рублей каждая. Первая в России криоАЗС появится на трассе М11 Москва — Петербург. При этом существующие заправки компании в некоторых регионах загружены лишь на треть.
Как рассказал "Ъ" гендиректор компании "Газпром газомоторное топливо" Михаил Лихачев, компания рассчитывает строить криоАЗС на трассах между городами. Это новый вид газовых заправок, до сих пор компания строила автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС). "Разница между ними в физическом состоянии газа. В случае АГНКС газ сжимается компрессором. В случае криоАЗС сжиженный газ привозится в криоцистерне. КриоАЗС удобно строить на трассе, данные заправки подходят для заправки магистрального транспорта, который перевозит грузы",— объясняет Михаил Лихачев.
Первым проектом, по его словам, станет трасса М11 Москва — Санкт-Петербург. Планы компании "Газпром газомоторное топливо" включают пока 14 криоАЗС, которые будут построены, в том числе, на трассе М10. "На первом этапе, до 2020 года, планируется построить две станции между Петербургом и Москвой. С увеличением потребности количество станций будет возрастать",— поделился господин Лихачев. Стоимость одной заправки вдоль трассы составит примерно 150 млн рублей, оценивает он.
Экономическая эффективность сжиженного природного газа, по его словам, составляет 50% от дизельного топлива. При этом на примере Ленобласти Михаил Лихачев отмечает, что пока загрузка газовых заправок не радует. "Они загружены на 27-28%, а для окупаемости нужно не менее 60-65%",— говорит он. Сегодня на территории Ленобласти действует четыре газозаправочных объекта "Газпрома": АГНКС в составе комплекса сжижения природного газа в Кингисеппе, два модуля компримирования природного газа на АЗС "Газпромнефть" в Тихвине и Тосно, а также АГНКС в Гатчине. На стадии строительства находится еще пять АГНКС.
"Спрогнозировать спрос на газомоторное топливо сложно. В России такое топливо пока не пользуется особой популярностью. Парк газовых и биотопливных автомобилей в России насчитывает около 245 тыс. единиц, что не превышает 1% совокупного автомобильного парка РФ",— говорит аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова.