Швейцарцы нашли сладкое место
Barry Callebaut с покупкой группы «Инфорум» удвоит продажи в России
В российской кондитерской отрасли готовится крупнейшая за три года сделка: мировой лидер в производстве индустриального шоколада Barry Callebaut покупает российского лидера этого рынка — группу «Инфорум». Сделка, стоимость которой оценивается до 5 млрд руб., может позволить покупателю покрыть почти весь спрос на шоколадные полуфабрикаты в РФ.
Швейцарская Barry Callebaut договорилась о покупке группы «Инфорум» — крупнейшего в России производителя индустриального шоколада, сообщили компании в четверг. «Инфорум» выпускает шоколад, глазури, массы, ингредиенты и др. на предприятии в Рязанской области. Его мощность, по данным правительства региона, около 30 тыс. тонн продукции в год. Оборот «Инфорума» за 2017 год — 5,1 млрд руб. По данным ЕГРЮЛ, в числе совладельцев компании есть Виктор Войтов, Виктор Кудрявцев, Евгений Булытов и Константин Жуков.
Barry Callebaut — крупнейший в мире производитель промышленного шоколада и какао-продуктов. Объединяет более 60 предприятий мощностью около 1,9 млн тонн продукции в год. За девять месяцев 2017/18 финансового года оборот компании составил 3,54 млрд швейцарских франков (около €4 млрд). Основной ее акционер с долей 50,11% — Jacobs Holding AG. Капитализация Barry Callebaut на Швейцарской бирже — 9,9 млрд швейцарских франков (€11,28 млрд).
Покупка «Инфорума» позволит Barry Callebaut расширить ассортимент, а также укрепить позиции в России, странах СНГ и на экспортных рынках, говорится в сообщении участников сделки.
У швейцарской компании уже есть завод в Подмосковье мощностью 27,5 тыс. тонн продукции в год. Сделка с «Инфорумом», таким образом, позволяет ей удвоить производство на российском рынке. В 2017 году, согласно Kartoteka.ru, ООО «Барри Каллебаут НЛ Раша» получило 6,29 млрд руб. выручки и 833,28 млн руб. чистой прибыли.
Как рассказали “Ъ” в «Инфоруме», у сторон был взаимный интерес к сделке: «Менеджмент компаний давно знаком друг с другом, и идея периодически витала в воздухе». Финансовые условия стороны не раскрывают.
Источник “Ъ” в инвестиционных кругах слышал, что «Инфорум» был оценен в 3–5 млрд руб.
Если сделка пройдет по верхней границе, то она может стать крупнейшей на рынке с начала 2015 года, когда «Славянка» приобрела активы норвежской Orkla за $50 млн (3,25 млрд руб. по курсу ЦБ на дату закрытия сделки 19 января). Закрытие сделки по покупке «Инфорума» ожидается до конца года после одобрения Федеральной антимонопольной службой. Один из основателей российской компании Виктор Войтов возглавит совет директоров Barry Callebaut NL Russia.
Управляющий партнер Walnut Capital (выступал консультантом сделки) Артем Моторный говорит, что приобретение «Инфорума» соответствует глобальной стратегии Barry Callebaut: в сегменте глазурей и кондитерских масс компания предпочитает M&A, так как у местных игроков есть более глубокое понимание рынка. Источник “Ъ” в отрасли отмечает, что у «Инфорума» большая клиентская сеть, включающая как региональные фабрики, так и крупные компании. Между тем, по словам совладельца московской фабрики «Победа» Виталия Муравьева, все крупные игроки производят шоколадные массы и полуфабрикаты сами, а Barry Callebaut и «Инфорум» покрывают почти все потребности небольших и средних фабрик.
В Barry Callebaut российский рынок шоколада называют вторым в мире. По данным Nielsen, за период с августа 2017 года по апрель 2018 года продажи на нем в натуральном выражении увеличились на 9,2%, тогда как глобальный рынок вырос только на 2,5%. В Nielsen это связывают со снижением средней цены, увеличением промо и расширением ассортимента. По прогнозам Euromonitor International, продажи шоколадных изделий в России в этом году могут вырасти на 0,6%, до 718,8 тыс. тонн, в деньгах — на 0,25%, до 525,43 млрд руб.