Мусульманку не пустили в воду
Пенсионерка обвинила руководство казанского бассейна в религиозной дискриминации
Прокуратура Татарстана изучает жалобу 71-летней жительницы Казани Ираиды Шафигуллиной, которой запретили плавать в бассейне в мусульманском купальнике — буркини. Она заявляет, что ее дискриминировали по религиозным соображениям и просит возбудить в отношении руководства спортивного комплекса уголовное дело. В бассейне настаивают, что запрет плавать в буркини действует «в целях заботы о чистоте и гигиене». В Духовном управлении мусульман Татарстана надеются на «положительное решение вопроса», напоминая, что пять лет назад им удалось получить разрешение властей на то, чтобы ученицы могли носить платки в школах.
Пенсионерка из Казани Ираида Шафигуллина обратилась в прокуратуру Татарстана с жалобой на руководство спортивно-оздоровительного комплекса «Акварена», которое запретило ей посещать бассейн в мусульманском купальном костюме — буркини. Как сообщила “Ъ-Казань” сама женщина, она полагает, что ее дискриминировали по религиозному признаку. Пенсионерка просит возбудить дело по ст. 136 УК РФ (нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина).
Госпожа Шафигуллина рассказала “Ъ-Казань”, что посещала комплекс «Акварена» в течение двух лет. Согласно правилам шариата, она всегда плавала в закрытом костюме, который состоит из брюк и кофты с капюшоном. До осени этого года внешний вид женщины у администрации комплекса нареканий не вызвал. Однако в конце сентября, когда Ираида Шафигуллина плавала в бассейне, сотрудники комплекса попросили ее выйти из воды. По словам женщины, ей объяснили, что в закрытом костюме купаться нельзя. «Оказалось, что у них где-то в синих папках есть правила, которые запрещают закрытые костюмы. Но на входе в бассейн я нигде их не видела»,— рассказала госпожа Шафигуллина. 2 октября она вновь пришла в бассейн, однако дальше регистратуры ее уже не пустили.
«Я просила руководство разрешить мне плавать в мусульманском костюме. Я никому не мешала, целостности России не угрожала. Тем более у меня оплачен абонемент»,— сказала “Ъ-Казань” Ираида Шафигуллина.
Она считает, что ей запретили посещать бассейн из-за ее религиозных убеждений, поскольку как мусульманка надеть открытый купальник она не может.
В прокуратуре “Ъ-Казань” подтвердили, что жалобу госпожи Шафигуллиной получили. «Жалоба поступила, еще не рассмотрена»,— сказал “Ъ-Казань” старший помощник прокурора Татарстана Руслан Галиев. Он уточнил, что решение надзорного органа будет принято «в установленные законодательством сроки».
В самом комплексе жалобу посетительницы не комментируют. Вчера в «Акварене» “Ъ-Казань” сообщили, что руководство бассейна «отсутствует». На сайте комплекса опубликованы правила посещения бассейна. В последнем пункте сказано, что «в целях заботы о чистоте и гигиене запрещено плавать в гидрокостюме, буркини (мусульманский костюм), в длинных плавках-шортах», а также в шапочках для душа. Спортивно-оздоровительный центр был открыт в 2012 году. Тогда мэрия Казани сообщала, что новый комплекс в Ново-Савиновском районе посетил президент Татарстана Рустам Минниахнов и мэр Ильсур Метшин. Строило спортивный центр ООО «Новинка».
В Духовном управлении мусульман (ДУМ) Татарстана надеются на «мирное урегулирование» конфликта. В пресс-службе ДУМ “Ъ-Казань” сообщили, что по поручению муфтия Камиля Самигуллина комплекс посетили представители совета аксакалов при управлении. «В вопросах национального и религиозного характера важно не допускать обострения межнациональной розни и словоблудия, необходимо придерживаться выверенных высказываний. Считаем недопустимым зарабатывать на этой теме какие-то имиджевые баллы»,— заявил глава совета Айрат Аюпов. Он напомнил, что у ДУМ «уже есть опыт положительного решения подобных вопросов, как, например, с ношением платков в казанских школах». В 2013 году министерство образования республики подготовило документ, который установил, что одежда обучающихся в школах должна «носить светский характер», но при этом запрет на ношение в школах платков введен не был — их отнесли к аксессуарам. «С руководством бассейна мы провели переговоры и держим ситуацию на контроле. О результатах и предпринятых мерах мы сообщим дополнительно»,— подчеркнул священнослужитель. Ираида Шафигуллина сообщила “Ъ-Казань”, что по итогам этой встречи руководство бассейна не пересмотрело свою позицию по поводу буркини.
Светские власти в ситуацию пока не вмешиваются. «С точки зрения права влиять на коммерческую организацию мы никак не можем»,— заявила вчера представитель аппарата президента Татарстана Лилия Галимова. Однако она отметила, что «с точки зрения вопроса морали в таких ситуациях всегда можно найти компромисс»: «Можно было бы поступить гораздо более лояльно по отношению к человеку».