Навязывание дополнительных услуг обойдется банкам дороже
Почему кредитные организации идут на мисселинг
Банкиров накажут за навязывание клиентам ненужных услуг — соответствующие поправки разрабатывает Госдума вместе с ЦБ. Об этом сообщает газета «Известия» со ссылкой на главу думского комитета по финансовым рынкам Анатолия Аксакова. Предполагается, что за так называемый мисселинг, то есть ввод клиента в заблуждение, банкам и их конкретным сотрудникам будут грозить штрафы. Если окажется, что такая практика применяется регулярно, кредитная организация столкнется с риском лишиться лицензии, а недобросовестного банковского служащего будет ждать дисквалификация, то есть запрет на работу с частными лицами.
Часто ли банки вводят в заблуждение клиентов ради увеличения своих доходов? Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин сообщил «Коммерсантъ FM», что жалоб от граждан по этому поводу поступает очень много: «Заемщик вынужден покупать абсолютно бесполезный страховой полис или присоединяться к программе коллективного страхования. Вероятность получения страховки, как правило, очень низкая, именно поэтому страховые компании выплачивают этим банкам-соучастникам мисселинга комиссии в 50-60% от стоимости полиса. Резко увеличилось число жалоб от тех, кто обратился в банк, например, за продлением депозита, а благодаря активности менеджеров, выходили оттуда с оформленным индивидуальным инвестиционным страхованием жизни».
По словам экспертов, от недобросовестных действий банков страдает каждый десятый россиянин. Москвичка Марина рассказала «Коммерсантъ FM», что столкнулась с подобной ситуацией совсем недавно: «Я брала потребительский кредит в одном крупном банке: оформила заявку онлайн и довольно быстро получила одобрение от банка. После этого меня пригласили в отделение, но уже с документами, которые подтверждают мою платежеспособность. И уже при подписании документов я увидела, что еще существует договор на страхование жизни.
Сотрудник банка мне сказал, что кредит мне одобрили при условии, что я еще и подписываю страховку.
А если я не согласна, то могу отказаться, и мою заявку пересмотрят, но, возможно, с другим исходом. После этого мне предложили оформить страховку на мою квартиру на один год, хотя кредит я брала на два года. Выхода у меня не было, мне пришлось подписать бумаги».
Банки действительно стараются предложить клиенту дополнительные платные услуги, но ничего предосудительного в этом нет при условии, что клиент получает всю необходимую информацию, считает вице-президент Ланта-банка Олеся Лухтай: «Я считаю, что это в основном связано с кредитными продуктами, когда банки хотят подстраховаться. Это могут быть какие-то страховые пакеты, предложенные в рамках этого продукта.
В принципе, ничего плохого в этом нет, потому что кредитование — это всегда определенный риск со стороны банка.
Вопрос в том, насколько навязчиво в этот момент ведет себя менеджер и отвечает ли предложенный продукт рыночным условиям. Банки получают комиссию со страховых компаний. Кроме того, кредитные организации заинтересованы в продажах и других дополнительных продуктов, поскольку в этом случае имеют комиссионный доход и дополнительный доход от клиента».
Законопроект по борьбе с банковским мисселлингом намерены внести в Госдуму уже этой осенью.