«В США мы получаем комиссию с каждой бутылки»
Основатель Vivino Хайни Захариассен — о заработках на винном рейтинге
В базе данных Vivino есть информация о 9 млн вин, а приложением для смартфонов, способным узнавать бутылку по фотографии этикетки и давать выставлять ей оценки, пользуются 31 млн человек. Один из основателей Vivino, Хайни Захариассен, рассказал в кулуарах Simple Congress корреспонденту «Коммерсантъ Стиль» о том, как заработать на винном рейтинге, накручивают ли в нем оценки пользователи и когда все станут покупать алкоголь в интернете.
Один из основателей Vivino Хайни Захариассен на конференции Simple Congress
Генеральный директор ООО "Компания "Симпл" Максим Каширин
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев
Основатель и вице-президент Simple Анатолий Корнеев (слева) и директор по маркетингу Юлия Вершинская открывают Simple Congress, собравший больше 600 представителей индустрии (ритейл, сомелье и кависты, потребители, критики, владельцы бизнеса)
Дискуссия «Итальянская мечта. Что нужно знать виноделу, чтобы цены на его вина благоприятно воспринимал рынок?» –– слева направо Анатолий Корнеев, (Simple, Москва), Кьяра Сольдати (La Scolca, Пьемонт), Моритц Рогоски (Il Carnasciale, Тоскана)
Выступление ведущего специалиста в сфере построения стратегии винного бизнеса Люлли Хальстед
Винная галерея на Simple Congress 2018
— Вы создали Vivino в 2010 году, а как вы пришли к идее такого сообщества?
— Я был в супермаркете, стоял перед полкой и мучился, не зная, что выбрать. Я не был экспертом, вообще знал о вине очень мало и не понимал, как найти хорошее. Помню, подумал: «Странно, что нет системы рейтинга». Ведь оценки у кинофильмов уже тогда были, у книг тоже, но не у вина. Никто толком не знал, какое вино хорошее, а какое — плохое, и мы решили это изменить. Можно сказать, что додумались, как решить свою собственную проблему.
— А что для вас выступало тогда ориентиром?
— Особенного ориентира не было, просто было удачное время. Первый iPhone вышел в 2007 году, год спустя открылся App Store, камеры в телефонах постоянно улучшались. Если бы мы стартовали на два года раньше, было бы слишком рано. А позже — сервис бы сделали другие. Идея, в общем, была на поверхности: сфотографировать этикетку, найти вино, поставить оценку.
— Но в первые годы у вас не было приложения для iPhone...
— Да, оно появилось в 2011 году, а до этого был незатейливый, да попросту слабый, веб-сайт с весьма небольшой аудиторией в несколько тысяч человек.
— Как приложение для смартфона повлияло на популярность?
— Поначалу никакого существенного прироста не было. Да, некоторые люди были очарованы новой технологией, но приложение не было таким уж хорошим, да и база вин была небольшой. Мы постоянно улучшали-улучшали приложение, но все шло очень медленно. До первого миллиона пользователей добрались лишь к весне 2013 года. Причем на показатели повлияло не только выросшее удобство приложения, но и увеличившееся число рейтингов, рецензий, в общем, качество самих данных о вине.
Фото: Getty Images
— В эти годы вы тратились на рекламу?
— Нет, рекламу обеспечили сами люди, сарафанное радио.
— У Vivino было несколько раундов инвестиций, самый последний — $20 млн от фонда SCP Neptune. Насколько сложно искать инвесторов?
— Что действительно тяжело — так это сделать продукт, который бы использовало действительно много людей. Если он есть и этот продукт интересный, инвесторов искать не так тяжело. С кем-то из них меня познакомили друзья. Однако хорошие инвесторы приходят сами, поскольку держат руку на пульсе индустрии.
— Какова модель монетизации Vivino?
— На российском рынке мы ее еще не используем, но продвигаем модель на 11 рынках: во Франции, в Германии, Италии, Бельгии и других европейских странах, в США и Гонконге. Там вы можете купить вино прямо в приложении на смартфоне — это просто и удобно, поскольку заплатить можно тем же Apple Pay.
Соответственно, мы получаем комиссию с каждой бутылки — от 10% до 20%. Но сами не продаем вино — выступаем как маркетплейс, торговая площадка.
Из перспектив мы много думаем о Китае, но об этом рынке вообще все думают. Наверняка мы туда зайдем, но пока апробируем нашу модель работы в Гонконге. Надеюсь, Россия тоже вскоре станет таким рынком для Vivino.
— Как насчет честности отзывов и рейтингов на Vivino? Или при 31 млн пользователей так вопрос не стоит?
— Это не такая уж проблема. Скажем, где люди ставят оценки ресторанам? Допустим, в TripAdvisor. У них и правда много проблем с хейтерами и полярными оценками — когда люди ставят пять звезд или же одну звезду заведению. Но с вином такого не происходит: от вина люди так не сходят с ума в оценках, тут особенно нет хейтеров. В этом разница.
— Кстати, насчет TripAdvisor. Некоторые отели и рестораны нанимают людей писать положительные отзывы. А винные бренды так делают?
— Иногда мы видим что-то подобное, но такие пользователи сразу блокируются. Если у вина текущий рейтинг 3,6, а кто-то начинает ставить ему «пятерки», это сразу выглядит подозрительно. Да и технически сложно подвинуть рейтинг вина, ведь у многих из них тысячи оценок. Значит, нужно выставить еще пару сотен оценок, а для этого завести пару сотен пользователей, проголосовать... При этом мы видим людей, голосующих лишь за одно вино. У нас есть технологии отсеивания мошенников.
— А как менялись ваши собственные вкусы? Какое вино вы любили восемь лет назад и любите теперь?
— Когда я только начинал, мне нравились более тяжелые и мощные напитки. Я любил австралийский шираз, итальянское амароне... Но вкусы за годы действительно изменились. Я сейчас живу в Калифорнии, там много местного — каберне-совиньон, пино. Кстати, возвращаясь к Кристофу Наварре, хорошее шампанское мне тоже нравится. В общем, мне теперь больше по душе более легкое вино. Хотя то же амароне люблю до сих пор.
— Каково, на ваш взгляд, будущее виноторговли?
— Больше вина будет продаваться в онлайне. Но многие ошибаются, думая, что продажи в интернет перетекут автоматически. Люди действительно будут покупать вино в сети, но лишь тогда, когда в интернете это станет делать удобнее. Этого не будет, пока соответствующие базы не окажутся достаточно информативными. Например, мы к рейтингам и отзывам недавно добавили фишку — профайл, портрет каждого вина. Такие вещи сложно найти на винных полках супермаркетов.
А вообще, мне нравится сравнивать ситуацию с книгами. Ведь что с ними происходит последнее время? Неожиданно многие обнаружили, что куда удобнее заказывать их по интернету, а не в книжном магазине. Там больше информации, лучше выбор и так далее... Вот когда такое случится с вином — произойдет сдвиг, как это было с книгами. Мне кажется, этот сдвиг будет в ближайшие пять лет.