Независимые АЗС прокладывают путь к конкуренции

Следует ли отменить заморозку цен на топливо

Независимые заправки хотят поднять цены на топливо. Владельцы АЗС заявляют, что при нынешней стоимости бензина они не могут конкурировать с заправками крупных нефтяных компаний. Чтобы это исправить, следует отменить действующую с июня заморозку цен на топливо, считают в Российском топливном союзе. Иначе либо АЗС разорятся, либо бензин и дизель окажутся россиянам не по карману. Чего ждать автомобилистам? Об этом — Владислав Викторов.

Фото: Игорь Харсеев, Коммерсантъ

О возможных проблемах независимых АЗС рассказал глава Российского топливного союза Евгений Аркуша в письме вице-премьеру Дмитрию Козаку. Там говорится, что за последнее время оптовые цены на топливо вновь пошли вверх и сильнее всего подорожал зимний дизель — его цена поднялась на 5 тыс. руб. за тонну. Заправки, естественно, вынуждены повышать розничную стоимость топлива. В итоге их клиенты едут на АЗС крупных нефтекомпаний, которые по поручению правительства держат цены на уровне конца мая. Если не отменить заморозку цен, то независимые компании попросту разорятся, заявил «Ъ FM» глава Российского топливного союза Евгений Аркуша:

«На сегодняшний день розница — это убыточный вид торговли для нефтяных компаний, тем более независимых. Независимые трейдеры вынуждены поднимать розничные цены, они стали существенно выше: в Москве — это где-то один-два рубля. По зимнему дизелю ситуация еще острее, потому что его себестоимость всегда выше, чем себестоимость летнего. Требовать продажу зимнего топлива по цене летнего не правильно с точки зрения рынка.

Невозможно замораживать цены в одном сегменте, при том, что в другом сегменте — я имею в виду оптовое звено — они меняются рыночным образом».

Резкий рост цен на бензин произошел весной. За первую половину года топливо подорожало почти на 8%. Нефть тогда подорожала, и это при слабом рубле. Компаниям стало выгоднее торговать на экспорт, из-за чего на внутреннем рынке образовался дефицит. В итоге с середины мая в российских регионах сотни водителей вышли на протестные акции. Тогда правительство и вмешалось в ситуацию. Было принято решено снизить акцизы на топливо, увеличить поставки на внутренний рынок, а позднее и заморозить цены на заправках. Теперь, как говорит генеральный директор некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» Илья Мороз, десятки тысяч независимых заправок по всей стране находятся на грани выживания:

«Положение достаточно серьезное, и то, что заправщики говорят о диспаритете — оптовые цены выросли, а замороженные розничные идут к убыткам — это абсолютный факт. Я думаю, что правительство не в состоянии принять решение о том, что эти цены необходимо опускать. Это была бы очень правильная рыночная мера, но на нее тяжело согласиться. Получается, что правительство вынуждено маневрировать — вместо рынка применяют другие инструменты. А в конечном итоге, рынок все равно все расставляет на свои места. Рост в любом случае будет, он неизбежен».

В Российском топливном союзе опасаются повторения ситуации конца мая: тогда продажи независимых АЗС упали на 40%. А на Дальнем Востоке на заправках некоторых крупных нефтекомпаний возникли очереди за зимним дизелем, ведь цена на независимых АЗС значительно выше. Хотя в межсезонье высокая стоимость зимнего топлива — обычное дело, и скоро она стабилизируется, считает глава аналитического портала Rupec Андрей Костин: «Это ситуативная история. Она бывает каждый год, когда заводы перестраиваются с одного вида топлива на другое. Возникает не то чтобы дефицит, просто сейчас нет особо спроса на зимнее топливо. Его запасают на будущее отдельные участники рынка. Норматив наступит, они перейдут на это топливо, и ситуация сгладится».

Похоже, что правительство подготовило еще одну меру поддержки АЗС — им вновь разрешат продавать некрепкий алкоголь. Вице-премьер Дмитрий Козак поручил проработать эту инициативу. Предполагается, что торговля пивом и вином повысит рентабельность АЗС, а это может помочь им сдерживать рост цен на топливо.

Запрет на продажу алкоголя на заправках действует уже 7 лет. Впрочем, противники его указывали, что количество аварий с участием пьяных водителей только выросло.

Вся лента