Хабиб Нурмагомедов вышел за рамки поединка

Он выиграл бой с Конором Макгрегором, но может быть наказан за участие в драке

Самый главный бой года в смешанных единоборствах (MMA) завершился одной из самых ярких российских побед в бойцовских жанрах и одним из самых громких скандалов. Хабиб Нурмагомедов в Лас-Вегасе очень убедительно — имея преимущество на протяжении всего поединка, а в четвертом раунде заставив соперника сдаться, проведя фирменный удушающий прием,— победил считавшегося до сих пор безусловной звездой MMA номер один ирландца Конора Макгрегора. Но сразу после завершения матча рядом с октагоном и непосредственно внутри него возникла массовая драка, в которой активное участие приняли Нурмагомедов и представители его команды, задержанные полицией. В итоге церемония награждения была сорвана. А в промоушене UFC не исключают, что по итогам расследования по отношению к Хабибу Нурмагомедову будут применены суровые санкции. В список вероятных мер входит не только лишение чемпиона гонорара, который мог быть рекордным для MMA, но и дисквалификация.

Удушающий прием в исполнении Хабиба Нурмагомедова в четвертом раунде боя с Конором Макгрегором развеял последние сомнения насчет того, кто лучший боец в MMA, но не убил интригу по поводу того, кому будет принадлежать чемпионский титул

Фото: Reuters

Этот бой на T-Mobile Arena, несомненно, войдет в историю даже не смешанных единоборств, относительно молодого вида, начавшего развиваться лишь в 1990-е годы, а единоборств вообще. Как грандиозная сага, «подперченная» кучей захватывающих и скандальных эпизодов. Сага с одинаково масштабными спортивной и околоспортивной составляющими.

О необходимости такой схватки говорили давно, где-то примерно пару лет,— с тех пор как стало очевидно, какой невероятной востребованностью у публики пользуется Конор Макгрегор и как быстро приближается к его уровню популярности и каким невероятным талантом обладает другой легковес (легкий вес в MMA — это категория до 70 кг) — Хабиб Нурмагомедов. А уже после того, как в этом году принципиальная договоренность о поединке была достигнута, произошло много чего, что подогрело интерес к нему, заставило воспринимать его как событие совсем уж особенное. Нападение во время апрельского шоу Макгрегора и его друзей на автобус, где находились Нурмагомедов и другие спортсмены, вылившееся в арест ирландца. Взаимный троллинг — вплоть до чересчур явных, чересчур ранящих оскорблений — во время мероприятий по раскрутке и так в принципе не нуждающегося в ней матча. Стычки лоб в лоб на пресс-конференциях, едва не выливавшиеся в драки. И не похоже было, что это все спланированные, тщательно срежиссированные акции, имитация ненависти и вражды, какая в порядке вещей в том же профессиональном боксе. Оскорбления и стычки выглядели какими-то безумно натуральными, что ли.

Смесь и вправду получилась гремучей, термоядерной. А ее взрыву предшествовал бой, который, по идее, должен был вознести Хабиба Нурмагомедова, уже по количеству фолловеров в соцсетях на корпус опережающего основных отечественных спортивных звезд из куда более «классических» жанров, включая Александра Овечкина и Марию Шарапову, на высоту запредельную, стратосферическую.

Его многие считали фаворитом боя, пусть и не стопроцентным. Потому что Конор Макгрегор до него два года не дрался по правилам MMA, а его прошлогодний боксерский поединок против Флойда Мейуэзера — не спорт в чистом виде, а полушоу-полуцирк ради гигантских денег — был, надо полагать, так себе практикой, так себе подпиткой для тонуса. Потому что стиль Хабиба Нурмагомедова, в апреле получившего титул чемпиона UFC после выигрыша у Эла Яквинты, искусного борца, знающего, как нейтрализовать лучших «ударников», как подозревали, неудобен Макгрегору, в партере не такому опасному, как в стойке. Но едва ли кто-то подозревал, что преимущество Нурмагомедова окажется столь велико.

В начале боя Конор Макгрегор провел в стойке лишь несколько секунд, прежде чем напоролся на проход в ноги и тейкдаун — перевод в ненавистный партер. Там, в партере, он мучился вплоть до гонга.

Но это Нурмагомедов только разминался. Во втором раунде он поймал Макгрегора на резкий удар правой и, пока тот, потрясенный, переваривал его, чуть не добил ирландца коленом, снова завалив на настил октагона (так в соревнованиях крупнейшего в MMA промоушена UFC называется огороженная не канатами, как ринг, а металлической сеткой площадка для боев). Теперь претендент был вынужден сносить целую ударную канонаду. Он выжил чудом. И телекамеры с удовольствием брали в фокус разбитое лицо Макгрегора, его потухший взгляд.

Фотогалерея

Лучшие кадры боя Нурмагомедов—Макгрегор

Смотреть

Правда, затем была пятиминутка, заставившая, наверное, тех, кто переживал за Конора Макгрегора, поверить в то, что все еще может перевернуться с ног на голову. Он, избитый, измочаленный, вроде бы приободрился и даже наконец заставил Хабиба Нурмагомедова поиграть на «чужом поле» — в бокс… Но впечатление насчет того, что Макгрегор воскрес или по крайней мере потихоньку воскресает, нащупывает второе дыхание, было, конечно, иллюзией.

Взявший передышку Нурмагомедов в четвертом, предпоследнем раунде провел очередной тейкдаун и, терзая внизу Макгрегора, сумел зайти ему за спину. А это то положение, в котором россиянин опасен смертельно.

Развязка была острым ножом в сердце для людей, обожающих Макгрегора, не сомневавшихся в том, что он — лучший из лучших. Нурмагомедов сдавил правой рукой шею ирландца, а тот, немножко потерпев, сделал без труда распознаваемое всеми рефери движение — три хлопка ладонью, означающие, что боец сдается. Лучшим из лучших стал другой.

В нормальной ситуации, в ситуации без заранее выдернутой из гранаты чеки ближайший после боя час был бы примерно таким. Празднующий внутри клетки, поднимая вверх пояс, безумно сладкий и почетный триумф Хабиб Нурмагомедов. Бесконечные поздравления. Рассуждения аналитиков о том, какой может быть телеаудитория этого боя и какие доходы он принесет: все ведь ждали уникальных маркетинговых достижений. А еще — о том, кто должен быть оппонентом Нурмагомедова, одержавшего 27-ю подряд победу в MMA, в 28-м в карьере бою: кто-то из тех, с кем ему еще встречаться не доводилось, или все же повторно — растоптанный Макгрегор, раз уж битвы с ним так хорошо продаются?

Но чека была давно выдернута, а взрыв прогремел такой, что стандартная картина рассыпалась на мелкие кусочки, уничтожив актуальность всех вопросов. Вместо празднований был град разных предметов типа пивных банок, брошенных с трибун в основном одетой в ирландские цвета публики, и целая серия вспыхнувших потасовок. И если бы все ограничилось драками между зрителями, это было бы полбеды. Беда заключалась в том, что ими дело не ограничилось.

Американские комментаторы, кажется, сами не сразу поняли, что человек, выпрыгивающий за пределы октагона и набрасывающийся на спарринг-партнера Макгрегора Диллона Дэниса — это Хабиб Нурмагомедов: «Такого не может быть! Он же не может покидать клетку…» Зато они сразу распознали в двух крепких мужчинах, которые прорвались внутрь бурлящего октагона к ирландскому углу и помутузили Макгрегора (ну или попробовали помутузить — сильных ударов он, строго говоря, не пропустил), членов команды чемпиона. Позже этих двух мужчин и третьего, тоже активного, задержала полиция…

Заварушка была долгой. Она «смыла» начисто церемонию объявления итога боя и награждения: и Нурмагомедов, и Макгрегор покинули зал. А президент UFC Дейна Уайт признавался, что сам настоял на том, чтобы россиянин ушел: иначе можно было спровоцировать совершенно невероятную по масштабам катастрофу, учитывая накал страстей и настрой публики.

Но это не значит, будто бы Уайт однозначно встал на сторону Хабиба Нурмагомедова. Говоря об этом вечере как об «ужасном», он характеризовал его поведение как «глупое» и «сумасшедшее». Он также подтвердил, что после завершения расследования, оперативно открытого Спортивной комиссией штата Невада, к виновникам скандала обязательно будут применены санкции.

Некоторые из мер по большому счету уже известны. Например, Дейна Уайт сказал, что представители команды Хабиба Нурмагомедова, напавшие на Конора Макгрегора, тоже спортсмены, выступать в UFC, где «таким не место», больше, скорее всего, не будут. А у одного из напавших — Зубайры Тухугова — был, кстати, запланирован довольно значимый бой против Артема Лобова.

Кроме того, Уайт, сославшись на разговор с главой Спортивной комиссии Невады Бобом Беннетом, проинформировал о том, что тот склоняется к тому, чтобы лишить Нурмагомедова положенного ему гонорара. Речь между тем идет о серьезной сумме. Размер призового фонда в этом бою не разглашался, но источники предсказывали, что при условии успешной реализации продаж билетов и прав на просмотр его трансляции заработок каждого из бойцов вполне может преодолеть еще недавно немыслимую в смешанных единоборствах планку в $10 млн. При этом в отношении Макгрегора комиссия, опросив его, не нашла причин для задержки с выплатой.

Но и это не самое неприятное для Хабиба Нурмагомедова. На возможность его отстранения от боев намекал и Дейна Уайт. По данным телеканала ESPN, у Спортивной комиссии Невады, принимая во внимание, что, покинув октагон и вступив в драку, Нурмагомедов совершил беспрецедентное по грубости нарушение регламента, по сути, не остается иного выбора, кроме как наложить на него либо короткую, почти символическую, либо достаточно длительную дисквалификацию. А дисквалификация автоматически выливается в лишение чемпионского титула. И непонятно, способны ли напоминания Нурмагомедова о том, с какой регулярностью и прямотой до боя унижал его достоинства, сыпя бранью на тему национальной и религиозной принадлежности россиянина, Макгрегор, послужить надежным смягчающим обстоятельством.

Алексей Доспехов

Нурмагомедов vs Макгрегор

Почему их поединок можно считать главным в сезоне

Читать далее

Вся лента