Спрос на рабочую силу давно не растет
Мониторинг занятости
По оценке Банка России, приведенной в свежем аналитическом комментарии об экономике, с учетом сезонности безработица в августе 2018 года осталась неизменной с начала года — на уровне 4,8%, хотя без учета сезонных колебаний Росстат фиксирует ее снижение с 5,1% рабочей силы в первом квартале до исторического минимума в 4,6% в августе. Оценка динамики показателя с учетом сезонности, сделанная ЦМАКП, схожа с ЦБ, но там фиксируют снижение безработицы на уровне второго знака после запятой — до 4,77% в августе с 4,89% в январе 2018 года.
Хотя предприятия при опросах продолжают отмечать дефицит квалифицированной рабочей силы в экономике (при этом одна часть рынка труда перенасыщена предложениями, а другая — дефицитна), основываясь на данных Росстата (схожую динамику показывают данные агентства Headhunter), ЦМАКП фиксирует стабилизацию совокупного спроса на рабочие места на уровне порядка 74 млн мест на протяжении третьего квартала подряд (см. график). Автор расчетов Игорь Поляков говорит, что эта тенденция отчасти отражает демографические и структурные ограничения, но на локальных данных трудно сказать, является ли она проявлением фундаментальных или конъюнктурных факторов.
Тем не менее господин Поляков ожидает оптимизации численности занятых и вероятной стабилизации либо роста безработицы в четвертом квартале 2018 года. Заметим, что в мониторинге социального самочувствия населения ВШЭ за январь—август отмечается, что индекс ЦБ-ФОМ, отражающий баланс позитивных и негативных ожиданий населения по поводу безработицы в предстоящий год, в июне упал на 13 пунктов (с 76 до 63). «Сопоставимые значения этот индекс принимал летом 2017 года, когда увольнения действительно получили распространение в стране»,— добавляют аналитики ВШЭ.
В то же время сентябрьский мониторинг причин увольнений работников в промышленности, который проводили в лаборатории конъюнктурных опросов ИЭП имени Егора Гайдара, фиксирует, что в сентябре 2018 года, после четырех лет снижения, выросли масштабы увольнений по собственному желанию из-за низких зарплат и резко возобновился рост увольнений работников пенсионных возрастов по инициативе администрации. Последнее, вероятнее всего, объясняется запущенной правительством пенсионной реформой.