«Воды Лагидзе» перельют в новый сосуд
Лимонадный завод выставили на торги
Гендиректор и совладелец агропромышленного холдинга «Промагро» Константин Клюка решил продать завод по выпуску лимонадов и сиропов «Воды Лагидзе», долги которого он приобрел в 2016 году совместно с сыном адвоката Павла Астахова Антоном. Стоимость предприятия и его торговых марок (Mitrofan Lagidze 1887, Santo Rosio) оценена в 250 млн рублей. Аналитики считают, что потенциальным покупателям будут интересны не столько производственные мощности завода, сколько его бренд.
О том, что завод "Воды Лагидзе" выставлен на продажу, "Ъ" рассказал гендиректор владеющей предприятием компании "Базис" Владислав Гуляев. Это решение связано с желанием собственника предприятия — Константина Клюки — сосредоточиться на профильном агробизнесе, пояснил он. По его словам, предприятие имеет хороший потенциал и будет, в том числе, интересно непрофильным инвесторам.
В сообщении о продаже пищевого производства на сайте biz.bank.ru сказано, что стоимость производства составляет 250 млн рублей. За эту сумму покупателям предлагают приобрести здание завода, площадью 6 тыс. кв. м, земельный участок размером 2,5 га. Кроме того, в состав лота входят нематериальные активы предприятия: право на использование торговой марки Mitrofan Lagidze 1887 и выпуск лимонадов на основе натуральных запатентованных сиропов до 2024 года, а также бренд питьевой воды Santo Rosio.
Завод "Воды Лагидзе" выпускает лимонад и фруктовые сиропы премиум-класса и бутилированную питьевую воду. Предприятие было запущено в 2006 году на арендованной площадке в Бокситогорске, а в 2011 году было перенесено в Тихвин. Завод оснащен двумя линиями розлива, его производственная мощность составляет 5 млн бутылок в месяц. Предприятие обладает исключительным правом на производство лимонадов и сиропов под торговой маркой "Митрофан Лагидзе" в России.
Осенью прошлого года лимонадный завод возобновил работу после двухлетнего простоя (см. "Ъ" от 04.12.2017). Это произошло благодаря приходу новых инвесторов, которыми выступили сын адвоката Павла Астахова Антон и внук основателя белгородского агрохолдинга "Промагро" Федора Клюки Константин. Принадлежащее предпринимателям ООО "Базис" в 2016 году выкупило долги завода перед банком ВТБ, которому завод задолжал около 600 млн рублей. Ранее по иску ВТБ предприятие было признано банкротом и в отношении него было открыто конкурсное производство. Господин Гуляев говорил "Ъ", что в расконсервацию предприятия были вложены сотни миллионов рублей, не называя точной суммы. К настоящему моменту господин Клюка является единственным владельцем компании "Базис", которой принадлежит 90% ООО "Воды Лагидзе", указано в базе "СПАРК-Интерфакс". Еще 10% компании находится в собственности бывшего гендиректора компании "Базис" Дмитрия Маслова.
Согласно "СПАРК-Интерфакс", господин Клюка является гендиректором и совладельцем агрохолдинга "Промагро", который входит в число крупнейших производителей свинины в Черноземном регионе. Компания выпускает и перерабатывает свинину, ведет строительство льнозавода в Смоленской области, а также имеет активы в сфере строительства, телекоммуникаций, розничной торговли. Выручка холдинга за прошлый год, по собственным данным, составила около 6 млрд рублей.
Гендиректор агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров считает стоимость предприятия адекватной. При этом для вывода предприятия на уровень загрузки мощностей в 30-40% потребуются дополнительные инвестиции в размере 100-150 млн рублей в комплекс маркетинговых мероприятий и заключение договоров с федеральными торговыми сетями, полагает эксперт. Ключевой интерес к предприятию может быть связан с правами на торговую марку, полагает он, указывая, что производственные мощности большинства производителей характеризуются неполной загрузкой.
Аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова считает, что стоимость предприятия выглядит завышенной. По ее словам, завод аналогичной мощности на базе иностранного оборудования может стоить около 200 млн рублей. "В последние годы емкость рынка газированных напитков в РФ сокращалась, снижалась лояльность к брендам, поэтому перспективы предприятия выглядят не очень радужно",— констатирует госпожа Соснова.
В 2017 году потребление безалкогольных напитков в России снизилось примерно на 6,7%, до 1,19 млрд дал, подсчитали в Euromonitor. Около 52% этого объема (622 млн дал) пришлось на газированные напитки и соки. В денежном выражении объем рынка безалкогольных напитков сократился на 0,5% и составил 633,4 млрд рублей. Крупнейшими участниками рынка, по данным Euromonitor, являются PepsiCo, Coca-Cola Co и Coca-Cola HBC, на которых суммарно приходится 36,8% рынка.