Home Credit отдалился от дома
Группа разменяла банки в Чехии и Словакии
Home Credit Group продаст старейшие банки группы, в Чехии и Словакии, но после их слияния с Moneta Money Bank получит долю в укрупненном банке. Такой подход вполне оправдан: Европа, хотя и является домашним регионом для группы, давно перестала быть ключевой в плане бизнеса, который в большей степени ориентирован на Азию. По мнению экспертов, российскому ХКФ-банку пока переживать за свою судьбу не стоит. Продажа банку вряд ли грозит, это слишком крупный актив, поэтому если группа и решится на какие-то шаги, то, вероятно, пойдет по европейскому сценарию.
В понедельник Home Credit Group (HCG), принадлежащая PPF Group, и Moneta Money Bank, a.s. (Moneta) объявили предварительное соглашение о сделке. В рамках нее будут проданы банки Home Credit и Air Bank в Чехии и Словакии, они будут объединены с Moneta, а HCG получит долю 24,48% в объединенном банке. Сумма сделки составит 19,75 млрд чешских крон (€767 млн). Согласно планам, сделка должна быть закрыта 1 июля 2019 года.
3,7 миллиона
активных клиентов было у российского ХКФ-банка по итогам 2017 года, согласно отчетности Home Credit Group
Чешский и словацкий банки — старейшие в группе HCG: чешский банк основан в 1997 году, банк в Словакии — в 1999 году. Хотя в рамках сделки группа и получит долю в укрупненном банке, она потеряет контроль на домашнем банковском рынке. Впрочем, Европой ее банковский бизнес давно не ограничивается, она имеет банки в России (работает с 2002 года), Казахстане (с 2005 года), Китае (с 2007 года), Индии (с 2012 года), Индонезии (с 2013 года), на Филиппинах (с 2013 года), во Вьетнаме (с 2014 года) и США (с сентября 2015 года в партнерстве с телекомпанией Sprint). До недавнего времени группа присутствовала и на банковском рынке Белоруссии, но покинула его, продав 100% дочерней кредитной организации местному Альфа-банку за $4,5 млн.
По словам собеседников “Ъ”, близких к группе, хотя зарождался ее бизнес в Европе, приоритетным регионом с точки зрения развития для нее в последние годы стала Азия. «Это огромный рынок с точки зрения потенциального количества клиентов, спроса на потребительские кредиты»,— говорит собеседник “Ъ”. Согласно международной отчетности НСП, по итогам 2017 года число активных клиентов ее банка в Китае составило 16,3 млн человек, в России — 3,7 млн, в Индии — 3,2 млн, в Индонезии — 1,33 млн, на Филиппинах — 1,4 млн, во Вьетнаме — 1,86 млн человек. Для сравнения: в Европе число активных клиентов группы — 854 тыс. человек. При этом во втором квартале самым прибыльным для группы оказался китайский рынок (€46 млн чистого дохода), второе место заняла Россия (€29 млн), третье — Вьетнам (€12 млн), европейский бизнес принес группе €11 млн.
По мнению экспертов, несмотря на явное стремление группы развиваться именно в Азии и знаковую сделку в Европе, в ближайшее время российскому ХКФ-банку не грозят серьезные изменения. «В сообщении указывается, что в периметр сделки включены только чешский и словацкий бизнесы группы Home Credit,— говорит исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Эльман Мехтиев.— Российский бизнес Home Credit уже давно является самодостаточным, и поэтому мы не ожидаем каких-либо существенных изменений в его деятельности в ближайшее время». В отдельных азиатских странах, таких как Индия, Индонезия, Филиппины, бизнес группы не приносит прибыли, а российский банк генерирует ее вполне уверенно, отмечает собеседник “Ъ”, близкий к группе. По его словам, пока азиатские рынки не будут устойчиво прибыльны, группа вряд ли решится продать российский актив, в дальнейшем это не исключено. «Сейчас ХКФ-банк дает группе более 20% возврата на капитал (ROAE по итогам первого полугодия 2018 года — 23,7%), и это очень хороший показатель,— говорит управляющий партнер ФГ "Дмитрий Донской" Дмитрий Курбатский.— Если рассматривать возможные сценарии, то это вряд ли могла быть лобовая сделка, скорее, сценарий, похожий на европейский,— слияние с крупным игроком с высокой долей корпоративного бизнеса. Это бы позволило укрупнить бизнес и диверсифицировать его. Поскольку модель монолайнера в потребительском кредитовании несет в себе определенные риски».
Планов по сокращению активов у нас нет. В результате сегодняшней сделки в Чехии будет создан крупный и мощный игрок, заявил “Ъ” PR-директор Home Credit Group Милан Томанек. «В результате объявленной сделки группе будет принадлежать 24,48% от вновь создаваемой компании, мы сохраним в ней позиции самого большого и влияющего акционера»,— отметил он. «Перед нашим российским банком задача продолжать органически расти,— отметил он.— При этом мы всегда готовы дополнить органический рост взаимовыгодными сделками, которые будут способствовать увеличению нашей рыночной доли и устойчивому росту бизнеса, но мы останемся лидирующим акционером».