Монополии промышляют инфляцией
ОАО РЖД не хочет считать тариф по потребительским ценам
Инфраструктурные монополии ищут способ поднять свои долгосрочные тарифы, для которых ФАС применяет формулу «инфляция минус 0,1%». ОАО РЖД предложило заменить в формуле индекс потребительских цен (ИПЦ) индексом цен в промышленности. Это, считают в компании, лучше отражает реальную структуру ее затрат. Но промышленная инфляция обычно выше, и, например, в 2019 году тариф поднялся бы еще на 2,87 процентного пункта — примерно на 40 млрд руб. У ОАО РЖД уже появились союзники: инициативу поддержала «Транснефть».
ОАО РЖД, которому в декабре 2017 года установили десятилетний тариф с индексацией по принципу «инфляция минус 0,1%», начало обсуждать с ФАС возможность изменить формулу так, чтобы в ней учитывалась не потребительская инфляция, а рост цен в промышленности. Об этом сообщил первый замгендиректора монополии Вадим Михайлов, пояснив, что ИПЦ относится к продукции народного потребления, а ОАО РЖД покупает металл, электроэнергию и т. д.: «Если посмотреть прогноз Минэкономики по этим позициям и какой по факту рост в этом году, вы увидите "небольшую" разницу». Компания считает нужным рассмотреть учет в тарифе продукции, потребляемой ОАО РЖД, подчеркнул топ-менеджер. По данным монополии, расхождение между ИПЦ и индексом цен в промышленности составляет в 2018 году более 5 процентных пунктов (п. п.).
Формула тарифа ОАО РЖД на 2019 год — среднеарифметический ИПЦ за 2017–2020 годы минус 0,1%. Если ИПЦ заменить на индекс цен в промышленности, расхождение составит 2,87 п. п.— 6,37% против 3,5%. 1 п. п. индексации тарифа ОАО РЖД обходится потребителям примерно в 14 млрд руб., отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, 2,87 п. п.— это порядка 40 млрд руб. Впрочем, признал господин Михайлов, маловероятно, что изменения могут произойти в 2019 году: они «должны быть обсуждены с советом потребителей ОАО РЖД, с рынком, с экспертами».
В долгосрочной программе развития (ДПР) ОАО РЖД указано, что в 2017 году при ИПЦ 3,7% индекс цен в промышленности составил 7,6%, рост цен на электроэнергию — 7,7%, рост цен на топливо — 14,3%. В этом году — 10,7%, 6,5% и 24% соответственно при ИПЦ 2,7%. Но в 2020–2025 годах в ДПР на базе социально-экономического прогноза Минэкономики предусмотрено резкое замедление темпов роста цен в промышленности, энерготарифов и топливных цен и сближение их с ИПЦ (а зачастую и отставание от него). Так, в 2025 году при ИПЦ 4% индекс цен в промышленности должен составить 4,3%, рост тарифов на электроэнергию — 3,5%, цен на топливо — 3%. Таким образом, замена в формуле на 2024 год ИПЦ на промышленную инфляцию дает разрыв лишь в 0,1 п. п.
Вместе с тем эти показатели все равно будут расти выше ИПЦ. Из данных ДПР следует, что если потребительские цены вырастут в 2025 году к 2017 году на 35%, то промышленные — на 45%, цены на электроэнергию — на 47%, а на топливо — на 69%. С учетом роста объемов закупок в 2025 году компания будет тратить на топливо в 2,22 раза больше, чем в 2017 году, на продукцию черной металлургии (без учета вагонов) — на 71% больше, на электроэнергию — на 84% больше.
В Минфине “Ъ” перенаправили в Минтранс, Минэкономики и ФАС, в Минтрансе от комментариев воздержались, в Минэкономики не ответили. Заместитель главы ФАС Александр Редько сообщил “Ъ”, что ОАО РЖД уведомило службу о повышении рыночных цен на ряд закупаемых материалов и топлива, в том числе из-за роста мировых биржевых цен, и необходимости балансирования долгосрочной финмодели. «Проводятся консультации с целью определения механизма компенсации неподконтрольных ОАО РЖД затрат, увеличение которых связано с объективным ростом рыночных котировок»,— пояснил чиновник.
43,3 миллиона тонн
топлива планирует закупить ОАО РЖД в 2018–2025 годах
По словам главы экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, вопрос, какую инфляцию закладывать в формулу, обсуждается несколько месяцев. «Сама схема пересмотру в ближайшее время не подлежит,— говорит он.— Но в рамках роста числа объектов развития и сокращения бюджетных ассигнований неизбежно начало поисков путей “тарифной экспроприации” доходов грузовладельцев. Заявление Вадима Михайлова открывает дискуссию». Учитывая опыт последних лет, добавляет господин Иванкин, скорее всего, предложение будет поддержано.
У ОАО РЖД уже обнаружились единомышленники среди монополий, чье тарифообразование ФАС хочет строить по той же формуле. Советник президента «Транснефти» Игорь Демин заявил “Ъ”, что компания «абсолютно разделяет крайне справедливый подход» в исчислении тарифов, предложенный ОАО РЖД. «Мы так же, как и ОАО РЖД, не можем купить в магазине эти товары, ведь на них инфляция за последние годы не опускалась ниже 9%»,— добавил он. Источник в другой инфраструктурной монополии согласен, что подход правильный. «Потребительская инфляция (то есть рост цен на колбасу) не учитывает реальные прогнозные темпы роста издержек,— поясняет он.— В составе расходов компаний электросетевого комплекса номенклатура затрат никак не привязана к изменению цен на продовольственные товары, правильнее было бы определять инфляционный индекс для отрасли через индекс цен производителей (ИЦП или PPI) с учетом товаров и услуг, характерных для электросетевого комплекса».