Планы на вырост
Что даст Краснодару создание агломерации
Мэрия Краснодара примет участие в разработке Краснодарской агломерации, создание которой предусмотрено Стратегией социально-экономического развития Кубани до 2030 года. Также свою роль в ее создании должно сыграть руководство Республики Адыгея, поскольку на юге агломерация Краснодара расширяется именно в ее направлении. Мэр краевого центра Евгений Первышов заявил, что для успешной реализации проекта нужно создать соглашение, учитывающее интересы всех сторон: в будущем это позволит избежать споров между муниципалитетами и регионами. Эксперты говорят, что создание агломерации еще больше усилит привлекательность Краснодара как центра притяжения для окружающих его населенных пунктов, но может привести к росту нагрузки на его социальную инфраструктуру.
Впервые о создании концепции агломерации Краснодара мэрия города публично заявила на Международном форуме в Сочи в феврале 2018 года. А недавно о ней заговорили вновь — уже как о проекте, который должен быть реализован в ближайшие годы. Как пояснили в администрации города, эта концепция входит в Стратегию социально-экономического развития Кубани до 2030 года. Стратегию разрабатывали больше года, и ее целью было усилить экономические связи между территориями Краснодарского края. При этом, как заявлял губернатор Вениамин Кондратьев, власти исходили из того, что эти связи и агломерации и так уже существуют, поэтому основная задача — систематизировать их и сделать более эффективными. В частности, один из показателей, который регион должен достичь в рамках стратегии,— рост ВРП края к 2030 году до 5 трлн руб. (сейчас, по данным минэкономики края,— около 2,4 трлн руб.), а также рост зарплат на Кубани на 80% в ближайшие десять лет. Также в администрации региона считают, что объединение территорий в агломерации повысит интерес со стороны инвесторов и вообще бизнеса, поскольку это частично снизит бюрократические барьеры.
«Сначала разрабатывается стратегия развития агломерации. Затем соответствующие регионы и муниципалитеты учитывают эти разработки в собственных стратегиях и программах, а ключевые положения закрепляются в соглашении между субъектами федерации. Конечно, такие соглашения не являются достаточно жесткими с точки зрения выполнения, но они задают публичную рамку»
Краснодарская агломерация станет одной из семи экономических зон, которые должны быть созданы в Краснодарском крае в рамках Стратегии-2030. Помимо краевого центра она будет включать в себя Динской и Северский районы, Горячий Ключ, а также часть Тахтамукайского и Теучежского районов соседней Республики Адыгея. При этом, по словам мэра Краснодара Евгения Первышова, фактически агломерация, объединяющая эти территории в единое экономическое целое, существует уже сейчас. Краснодар является экономическим центром края, и естественно, что прилежащие территории от него зависят. Однако то, какие формы она примет, пока не очень понятно. Как отметил глава Горячего Ключа Иван Федоровский, важно, чтобы при этом учитывались общие интересы: в противном случае успешного совместного развития не получится.
Сближаться, но осторожно
В мэрии Краснодара признают, что объединение в рамках агломерации с Динским районом и Горячим ключом не потребует привлечения каких-либо административных ресурсов — достаточно определить общие задачи. «По сути, агломерация уже существует. Те транспортные и логистические потоки, которые сегодня есть между Северским, Динским районами, Горячим Ключом и Краснодаром, сложились исторически. Краснодар является крупным торговым центром. К нам из соседних районов приезжает население совершать покупки, отдыхать и работать. Существует так называемая трудовая миграция: работу в Краснодаре легче найти, потому что больше рабочих мест, зарплаты выше, чем в районах, да и престижнее»,— заявил мэр Краснодара Евгений Первышов.
По-другому дело обстоит с прилежащими к Краснодару районами Адыгеи. По данным администрации краевого центра, каждый день в город въезжает 20 тыс. машин через Яблоновский мост и около 50 тыс. — через Тургеневский. Однако, по словам господина Первышова, несмотря на уже имеющиеся тесные связи между Адыгеей и Краснодарским краем, это два отдельных субъекта РФ со своей политикой и экономикой, поэтому развитие агломерации должно идти в выгодном для обеих сторон русле. «Вспомним, как действует экономическое пространство в Европе: там есть соглашения между странами, что вы можете произвести столько-то продукции, построить столько-то жилья и т. д. Это все прописано, и все эти правила соблюдают. Похожим образом может быть реализована и наша агломерация — так, чтобы все от этого выиграли»,— рассуждает господин Первышов.
По словам генерального директора INFOLine Ивана Федякова, зависимость Краснодара и Адыгеи похожа на агломерации Москвы и Санкт-Петербурга. В столичных городах действуют жесткие ограничения в части жилой застройки, и в Краснодаре власти в последние пару лет также резко сокращают объемы строительства: в 2017 году мэрией города было выдано на 42% меньше разрешений на строительство, чем в 2016-м. При этом Московская и Ленинградская области активно застраиваются и естественным образом становятся агломерацией Москвы и Санкт-Петербурга. Похожую роль выполняют и населенные пункты Тахтамукайского района: аул Новая Адыгея и поселок Яблоновский. Люди селятся там, потому что там дешевле жилье, а, по сути, живут в Краснодаре — ездят туда на работу, водят детей в краснодарские детские сады и школы.
Евгений Первышов считает аналогию с Москвой неверной. «Понятно, как была реализована агломерация в Москве: там просто все территории сразу с ней объединили. У нас такое невозможно»,— прокомментировал мэр.
Управляющий партнер компании «Финансовый и организационный консалтинг» Моисей Фурщик сообщил, что межрегиональные агломерации в России — очень редкий случай, так как обычно крупные города располагаются в глубине территории своих субъектов РФ. «Тем не менее у нас в стране есть несколько подобных примеров, хотя ни один из них не является полным аналогом ситуации с Краснодарской агломерацией. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга можно назвать Магнитогорск (Челябинская область) — этот город с населением 418 тысяч человек расположен рядом с границей Башкирии. Поэтому считается, что в его агломерацию входит Абзелиловский район Республики Башкортостан»,— рассказал Моисей Фурщик.
Еще один пример, по словам эксперта, это агломерация Кавказских Минеральных Вод, куда помимо городов и районов Ставропольского края входят части территорий Кабардино-Балкарии (включая Нальчик) и Карачаево-Черкесии, хотя сами города за пределы своего субъекта федерации явным образом не выходят. Для управления этой территорией довольно долго существовала даже специальная структура, созданная на федеральном уровне: администрация Кавказских Минеральных Вод. Однако ее полномочия и эффективность, по словам Моисея Фурщика, были не совсем очевидны, поэтому она была упразднена.
Как заявил Евгений Первышов, говорить о конкретных шагах по сближению Краснодара и Адыгеи пока рано. По его мнению, сперва должен быть разработан взвешенный документ, определяющий обязанности сторон в рамках реализации проекта агломерации. В первую очередь развитию отношений между двумя субъектами будет способствовать строительство нового Яблоновского моста на смену старому двухполосному — этот проект планировалось реализовать много лет назад, однако в связи с кризисными явлениями в экономике он был заморожен. По словам господина Первышова, когда мост будет построен, это даст резкий толчок развитию Тахтамукайского района Адыгеи, однако усилит нагрузку на социальную инфраструктуру Краснодара. «Не секрет, что сегодня часть краснодарцев, которые не могут приобрести жилье в Краснодаре, покупают его в Тахтамукайском районе. Имея городскую прописку, они просто там проживают, при этом ездят в Краснодар, пользуются инфраструктурой, школами, садиками, детей сюда привозят. Это приветствуется. Это хорошо, и мы друг другу идем навстречу, но здесь, считаю, должны поработать специалисты в области экономики, потому что мы разные субъекты, у нас разные бюджеты и каждый субъект должен бороться в первую очередь за благосостояние своего населения»,— объяснил мэр Краснодара, уточнив, что дублер Яблоновского моста городу нужен, но в данный момент его строительство не является первоочередной задачей.
В правительстве Адыгеи тоже пока не сообщают никакой конкретики относительно развития агломерации. Хотя в целом согласны с тем, что регионам нужно объединять усилия по развитию инфраструктуры и совместному лоббированию общих интересов на федеральном уровне.
Прочертить границы
По мнению экспертов, будет ли агломерация успешной, в первую очередь зависит от того, в какой нормативной форме она будет закреплена и будет ли при этом учитываться мнение людей, которые живут на прилегающих к Краснодару территориях. Аналитик инвестиционной компании «Фридом Финанс» Анастасия Соснова сообщила, что в данный момент подписанных соглашений о создании агломераций в России не слишком много и, как правило, они заключаются на уровне муниципалитетов, а не регионов, поэтому инициатива мэра Краснодара по созданию такого документа является правильной.
Моисей Фурщик высказал мнение, что в российских условиях довольно сложно выстроить формальную структуру, управляющую подобной агломерацией, поэтому лучше действовать в формате конкретных договоров и стратегий. «То есть в идеальном случае сначала разрабатывается стратегия (концепция) развития агломерации. Затем соответствующие регионы и муниципалитеты учитывают эти разработки в собственных стратегиях и программах, а ключевые положения закрепляются в соглашении между субъектами федерации. Конечно, такие соглашения не являются достаточно жесткими с точки зрения выполнения, но все равно они задают некую публичную рамку. Для контроля за их реализацией имеет смысл сформировать межрегиональный координационный наблюдательный совет с участием представителей муниципалитетов»,— считает господин Фурщик.
Еще один перспективный вариант, по мнению эксперта,— это совместное создание «корпорации развития агломерации», которая должна выполнять конкретные проекты межрегионального значения, такие как строительство мостов, автовокзалов, мусороперерабатывающих заводов, обустройство рекреационных зон и т. д. Для этого в уставный капитал такой компании соответствующие регионы и муниципалитеты должны внести денежные средства и недвижимое имущество. «Но тут важно соблюсти справедливую пропорцию вложений и сразу же сформировать четкий набор проектов. Иначе может возникнуть ситуация, аналогичная АО „Корпорация развития”, созданному пятью регионами для реализации проекта „Урал Промышленный — Урал Полярный” и столкнувшемуся с большими трудностями ввиду дискуссий между регионами о соразмерности внесенных вкладов и полученных выгод»,— прокомментировал Моисей Фурщик.
Новые проекты и старые споры
По мнению Анастасии Сосновой, несмотря на очевидные сложности, связанные с управлением агломерацией, экономический смысл в этом проекте есть. «Как правило, агломерации являются территориями опережающего роста. Обычно там наблюдаются лучшие условия для развития производства и услуг, более сбалансированный рынок труда, высокая концентрация ресурсов, хорошая транспортная доступность и высокая экономическая активность населения»,— рассказала эксперт.
«Создание агломерации позволит повысить качество городской среды за счет разгрузки территории и увеличения площади рекреационных зон. А усиление позиции Краснодара как магнита для окрестных населенных пунктов еще больше повысит его привлекательность в глазах потенциальных инвесторов и увеличит шансы на получение финансирования в рамках федеральных программ»
По словам Моисея Фурщика, при создании концепции агломерации важно помнить, что у нее есть не только положительные, но и негативные стороны. «Например, это усиление маятниковой миграции, которая будет давать избыточную нагрузку на транспортную инфраструктуру, поскольку люди будут больше ездить между населенными пунктами. Также в числе минусов можно назвать непропорциональное распределение социальной инфраструктуры и проживающего населения — естественно, нагрузка на краснодарские социальные учреждения усилится. Кроме того, среди возможных рисков регулярные споры между регионами и муниципалитетами по поводу распределения финансирования, приоритетности тех или иных проектов и пр.»,— перечислил господин Фурщик.
Впрочем, и преимуществ тоже немало. По словам эксперта, с развитием агломерации будут осваиваться новые площади для жилищного строительства, так как люди поймут, что необязательно жить в самом Краснодаре, чтобы пользоваться преимуществами, которые дает большой город. «Еще один плюс — возможный перенос части рабочих мест и промышленных предприятий из Краснодара в Адыгею, что позволит более эффективно использовать дефицитную краснодарскую землю и одновременно улучшит экономическую ситуацию в республике»,— сообщил Моисей Фурщик. Также создание агломерации позволит повысить качество городской среды за счет разгрузки территории и увеличения площади благоустроенных рекреационных зон. А усиление позиции Краснодара как магнита для окрестных населенных пунктов еще больше повысит его привлекательность в глазах потенциальных инвесторов и увеличит шансы на получение финансирования в рамках федеральных программ. И, наконец, если концепцию агломерации удастся воплотить в понятную для всех правовую форму, это может помочь в разрешении старых земельных конфликтов и неясностей, что позволит более успешно реализовывать межрегиональные проекты.
В то же время Динской район, Горячий ключ и Адыгея не единственные зоны роста, в сторону которых будет развиваться Краснодар. Параллельном с этим у него формируется своя, естественная агломерация из территорий, которые уже входят или в ближайшее время могут войти в черту города. В частности, недавно федерация передала краевому центру больше тысячи гектаров земель для дальнейшего расширения. В первую очередь жилое строительство сейчас ведется в поселке Знаменский и жилом районе Новознаменский, куда краснодарские застройщики перебросили большую часть своих мощностей, понимая, что в других частях города строить уже негде. И это еще один огромный по территории кластер, который также станет частью глобальной Краснодарской агломерации.