Банки обратились к малому
С чем связан рост интереса кредитных организаций к расчетно-кассовому обслуживанию
По данным агентства «РИА Рейтинг», за последние двенадцать месяцев российские банки увеличили свои доходы от открытия счетов и расчетно-кассового обслуживания на 10 и 15 % соответственно. Отчасти это стало следствием жесткой политики Банка России и Федеральной налоговой службы по борьбе с незаконным предпринимательством. Однако сыграла роль и диджитализация банковской сферы, благодаря которой повысилась привлекательность удаленных безналичных платежей. По словам представителей банков, в Краснодарском крае интерес к РКО особенно велик, поскольку в регионе активно развивается малый и микробизнес, и конкуренция в этом сегменте будет только возрастать.
Как сообщается в отчете аналитического отчета «РИА Рейтинг», в период с конца 2017 года по середину 2018 доходы российской банковской сферы выросли — на 20 % за счет переводов, на 15 % от расчетно-кассового обслуживания (РКО) и на 10 % от открытия счетов. Как отмечают в агентстве, этот прирост, в том числе, может быть связан с курсом на противодействие отмыванию денег, полученных преступным путем или финансированию терроризма. Разумеется, несмотря на жесткость формулировки, в подавляющем большинстве случаев речь идет о банальном нарушении закона о предпринимательской деятельности. Налоговая служба все более активно борется с теневым бизнесом, а Банк России привлекает к этой работе и банковские структуры. В этих условиях предпринимателям проще открыть счет в банке и полностью узаконить свою деятельность, чем потом выплачивать штрафы за незаконно полученные доходы. Поэтому число открытий счетов (а следовательно, и клиентов банков) растет. «Стоимость обналички уже стала намного дороже уплаты налогов, а компании вынуждены отказываться от недобросовестных и „серых” клиентов, поскольку рискуют сами попасть в черный список, что почти всегда обозначает конец бизнеса»,— считают аналитики. С одной стороны, банки от этого выиграли, а с другой — им приходится увеличивать и количество отказов клиентам и ужесточать условия, чтобы самим не попасть под санкции регулятора.
Ставка на новичков
Как рассказали представители банков, эта тенденция характерна и для Краснодарского края. Однако здесь, в отличие от некоторых других регионов страны, наблюдается большое оживление среди индивидуальных предпринимателей по открытию счетов. Поэтому, даже несмотря на ужесточение политики банков, они фиксируют существенный приток клиентов — около 5-10 %. По словам управляющего региональным операционным офисом «Краснодарский» банка «Открытие» Елены Бакуменко, Кубань занимает лидирующие позиции в стране по количеству вновь образованных юридических лиц и ИП. Особенно много их появляется в таких отраслях, как сельское хозяйство, торговля и туризм. В то же время в крае высокая конкуренция и среди различных финансовых институтов, поэтому, несмотря на постоянный прирост количества предпринимателей и организаций, для привлечения новых клиентов необходимо предлагать широкую линейку банковских продуктов, качественный сервис и выгодное обслуживание»,— комментирует Елена Бакуменко.
Конкуренция в направлении открытия счетов и РКО в ближайшее время будет сохраняться, так как для нормальной работы банкам понадобится качественная клиентская база. И если крупные федеральные банки будут решать эту проблему, прежде всего, за счет своей репутации надежного финансового партнера, то небольшим банкам придется конкурировать рублем
Поскольку основной прирост клиентов идет из сегмента ИП, ключевым продуктом банки называют расчетно-кассовое обслуживание. Кредиты индивидуальные предприниматели если и берут, то, как правило, на небольшие суммы. А в первое время они им и вовсе не нужны, так как они только начинают свою финансовую деятельность и опасаются обязательств. По факту, многие из открывшихся ИП существуют не больше двух-трех лет, после чего закрываются. Поэтому для банка важно получить прибыль именно от расчетно-кассового обслуживания.
Бизнесу важны нюансы
Руководитель корпоративного бизнеса банка ВТБ в Краснодарском крае Андрей Мусияченко рассказал, что РКО в последние годы очень сильно унифицировалось, и сейчас существенных различий в самих продуктах у разных банков не так много. По сути, РКО превратилось в некое обязательное предложение, которое должно соответствовать рыночным реалиям. Если РКО слишком дорогое и неудобное, то велика вероятность того, что предприниматель вообще не будет работать с банком, а уйдет в другой. Поэтому, несмотря на то, что расчетно-кассовое обслуживание является стандартным продуктом, его качество нередко имеет определяющее значение. При этом, если ИП стараются работать с банками, которые предлагают им самые лояльные условия, в том числе различные бесплатные опции, то для ООО цена уже не так важна. По словам Андрея Мусияченко, для таких клиентов имеет значение надежность финансовой структуры и ее устойчивость к кризисным явлениям. Чем крупнее предприятие, и чем больше средств у него хранится в банке, тем более осторожно оно его выбирает.
Начальник управления транзакционных продуктов КБ «Кубань Кредит» ООО Ирина Филь сообщила, что открытие счетов в основном происходит за счет сегмента ИП. Также одна из тенденций — переход на безналичные платежи. «Они имеют ряд преимуществ по сравнению с наличными, в частности не требуют подтверждающих документов. Однако, несмотря на востребованность услуги, конкуренция в сегменте расчетно-кассового обслуживания очень высока. И, если банк хочет привлечь большое количество клиентов, он должен предоставлять бизнесу льготные условия, более привлекательные, чем у конкурентов»,— подчеркнула Ирина Филь.
Цена уже не решает
«Открытие расчетного счета — это один из первых шагов бизнесмена. Далее по мере развития бизнеса клиента и появления новых потребностей ему предлагают и подключают новые продукты, такие как кредитование, предоставление банковских гарантий, валютное сопровождение, зарплатный проект ряд других сервисов. Если клиент уже ведет свою деятельность и пользуется набором продуктов, то при переходе в банк ему, как правило, предлагается весь комплекс услуг»,— пояснила Елена Бакуменко.
На первый план выходят такие базовые вещи, как длительность рабочего дня, скорость совершения операций, наличие персонального менеджера, а также отсутствие необходимости часто посещать банк. По данным экспертов, сейчас доля дистанционных операций по счету у разных клиентов может варьироваться в пределах 60–90 % и имеет тенденцию к увеличению. При этом значение для клиентов уже имеет не столько стоимость расчетно-кассового обслуживания (она постепенно снижается), сколько наличие дополнительных бонусов. Что касается тарифов, то они также пришли к единому знаменателю, и в разных банках строятся по одним и тем же принципам — есть продукты для начинающих предпринимателей и для уже состоявшегося бизнеса. Первым стараются предлагать максимум бесплатных услуг (по крайней мере, в течение льготного периода), а вторым — привлекательные цены именно на те операции, которые являются для них ключевыми в силу специфики их деятельности.
Как сообщается в прогнозе «Эксперта РА», конкуренция в направлении открытия счетов и РКО в ближайшее время будет сохраняться, так как для нормальной работы банкам понадобится качественная клиентская база. И если крупные федеральные банки будут решать эту проблему, прежде всего, за счет своей репутации надежного финансового партнера, то небольшим банкам придется конкурировать преимущественно рублем. При этом, как сказано в исследовании «Эксперт РА», банки будут все больше универсализироваться и превращаться в многофункциональное «казначейство» для клиента. Поскольку кредитование юридических лиц в условиях текущей экономической ситуации все еще остается рискованным, банки будут стараться увеличивать долю комиссионных доходов.