Состоятельных россиян коснулись «домашние» волнения
Кого из фигурантов «кремлевского списка» может коснуться арест зарубежных активов
Верхний Ист-Сайд начинает терять российских бизнесменов: ранее власти США заморозили активы миллиардера Олега Дерипаски, которого ранее включили в санкционный список. «Коммерсантъ FM» решил выяснить, что ждет дальше недвижимость россиянина? И кто следующий в списке «на выселение»? Об этом — Александр Рассохин.
Нью-Йорк, 64-я улица, Верхний Ист-Сайд. Цепь узких таунхаусов вытянулась в линию. И один из них, пятиэтажный, принадлежит Олегу Дерипаске. Не дворец, зато в самом центре Манхэттена. Правда, попасть туда бизнесмен больше не может — дом арестован. Впрочем, это не значит, что он конфискован, поясняет старший юрист адвокатского бюро Herbert Smith Freehills Сергей Еремин. По его словам, право частной собственности в Штатах никто не отменял, и власти не смогут продать или сдать в аренду арестованный особняк: «Имущество, конечно, "заморожено", пока не снимут санкций.
А до тех пор оно так и будет стоять, в общем, мертвым грузом.
Например, активы Ирана, которые были заморожены в 1979 году, когда против него ввели санкции, были разморожены только в 2016-м, когда все ограничения со страны сняли».
Этот дом Дерипаска купил около десяти лет назад за $45 млн. Другое жилье у него в Вашингтоне — исторический особняк за $15 млн с семью спальнями, бассейном и кинотеатром. Но и он арестован.
Российские миллиардеры долго ставили рекорды на американском рынке недвижимости. Так, Роман Абрамович купил по соседству с Мадонной четыре таунхауса постройки конца XIX века за $100 млн. Владелец футбольного клуба «Монако» Дмитрий Рыболовлев семь лет назад приобрел пентхаус с видом на Центральный парк за $80 млн. Но санкции все изменили, говорит нью-йоркский риэлтор Дмитрий Стасюк: «Последнее время спрос снижается, частично это связано с тем, что доходы олигархов падают. Нефть уже стоит не $100. Довольно много бизнесменов теряют деньги и все меньше вкладывают их в зарубежную недвижимость. Второе — политическая обстановка. Многие россияне предпочитают не входить в сделки. У меня было несколько клиентов, которые сказали, что какой-то конкретной опасности для себя не видят, но на всякий случай не будут рисковать и делать крупные вложения».
К счастью для фигурантов «кремлевского списка», США — пока единственная страна, которая занялась их недвижимостью всерьез, — власти Великобритании пока только грозят перетряской русских денег. В том же Лондоне у Дерипаски есть шестиэтажный особняк на одной из центральных площадей стоимостью 25 млн фунтов.
По местным меркам это очень скромно, говорит Роман Борисович, который организует по британской столице так называемые «антикоррупционные экскурсии» по местам дорогой и, по его мнению, сомнительно приобретенной недвижимости. Например, миллиардер Андрей Гурьев, купил в Лондоне самый большой после Букингемского дворец Уитенхерст. Такая жилплощадь, по некоторым данным, обошлась ему в 400 млн фунтов. Также в столице Великобритании можно увидеть дома Романа Абрамовича и одного из самых богатых людей страны — Леонида Блаватника, говорит Роман Борисович: «Это сложное место внутри королевского парка, мы туда всего пару раз водили группы. Там частный проезд, система своих пропусков. Чтобы там фотографировать, нужно разрешение.
Здесь специально выстроен район для миллиардеров, как-то они договорились с короной.
Например, у Леонида Блаватника — самый дорогостоящий дом: после того, как он сделал в нем ремонт, он оценивается в 300 млн фунтов. Про Дерипаску мы знаем только то, что особняк куплен за 25 млн фунтов, а сколько он сейчас стоит, неизвестно».
Официально бизнесмены не подтверждали, но и не опровергали наличие у них дорогой недвижимости. Очевидно, что для западных властей информация о владельцах этих домов не является тайной, и в случае очередного витка санкций они вполне могут быть арестованы. Правда, некоторые пытаются подстраховаться, в частности, как писали западные СМИ, Роман Абрамович перевел часть своей недвижимости на бывшую супругу Дарью Жукову.
По информации СМИ, структуры Олега Дерипаски продолжают договариваться с американскими властями о снятии санкций.