Монополист пошел по кривой дорожке
«Газпром» не рассчитался с Ленобластью за порчу региональных трасс
Правительство Ленобласти обвинило ПАО «Газпром» в нарушении договоренностей: монополист обещал компенсировать ущерб, нанесенный дорогам в регионе при строительстве газопроводов, но за два года Ленобласть никаких денег не получила. Размер ущерба составляет 1,5 млрд рублей, что выше годовой ремонтной программы дорог в Ленобласти.
Дорожный комитет Ленобласти повторно обратился в "Газпром", чьи дочерние компании выступают заказчиками прокладывания магистралей для голубого топлива. По словам властей, со стороны газового монополиста несколько раз были обещания перечислить средства на ремонт трасс, задействованных при стройках, в дорожный фонд. Однако на протяжении двух лет соответствующее компенсационное соглашение так и не было подписано.
"Мы пошли навстречу, понимая важность реализации столь масштабных государственных задач, создали максимально благоприятные условия. Предоставили возможность перевозить негабаритные грузы, организовать стройплощадки, а "Ленавтодор" выдал технические условия для возведения съездов с наших дорог. Однако позитивных движений в нашу сторону мы не наблюдаем. Пытаемся решить все моменты, что называется, мирным путем, однако уже готовы к принятию радикальных мер",— прокомментировал глава дорожного комитета Ленобласти Юрий Запалатский.
По словам дорожников, чаще всего в комитет поступают жалобы жителей Гатчинского, Волосовского, Сланцевского и Кингисеппского районов Ленинградской области, дороги в которых задействованы при стройке газопроводов Грязовец — Славянская, Кохтла-Ярве — Ленинград и "Северный поток — 2".
По предварительным расчетам властей Ленобласти, размер ущерба от постоянного движения тяжелой строительной техники по региональным трассам составляет до 1,5 млрд рублей. "Объем ущерба можно сравнить с ежегодным объемом финансирования дорог. Так, в этом году на ремонт дорог было выделено 1,3 млрд рублей. Но нужно понимать, что дороги, разрушенные "Газпромом", сосредоточены в конкретном районе",— сказал "Ъ" собеседник в правительстве.
В пресс-службе головного офиса "Газпрома" претензии Ленобласти на момент сдачи номера не прокомментировали. В апреле этого года структуры монополии подтверждали, что вопрос восстановления дорог прорабатывается с властями региона, но, судя по всему, договориться ни о чем не удалось (см. "Ъ" от 25.04.2018). Юристы считают, что Ленобласть может подавать на "Газпром" в суд, чтобы получить средства на восстановление дорог.
"В данном случае незаключение компенсационного соглашения между Ленобластью как собственником и эксплуатантом региональных автодорог и дочерними структурами "Газпрома" нарушают требования законодательства об автодорожной деятельности. Следовательно, Ленобласть либо прокурор данного субъекта федерации в полном праве обратиться в арбитражный суд с иском как о понуждении к заключению компенсационного соглашения, так и о взыскании вреда, причиненного в результате движения большегрузного транспорта. Кроме того, этой ситуацией уже должен быть озабочен Ространснадзор, и он должен принимать соответствующие меры к привлечению собственников строительных большегрузов к ответственности за превышение допустимой массы и нагрузки на ось",— говорит руководитель практики жилищного права и социальных отношений НЮС "Амулекс" Дмитрий Томко.
"Отсутствие компенсационного соглашения не освобождает собственников транспортных средств и спецтехники от уплаты суммы компенсации, так что закрыть долг перед Ленобластью ему все равно придется, даже если для этого потребуется решение суда. Однако стоит отметить, что самым существенным следствием для компании может стать отказ в выдаче разрешений на передвижение техники и грузовиков по дорогам региона, что может привести к срыву сроков реализации проектов "Газпрома" и формированию убытков. До этого, впрочем, с учетом стратегической важности этих проектов, скорее всего, не дойдет",— полагает управляющий партнер компании "УК Право и бизнес" Александр Пахомов.