Россия перезимует в Совете Европы
Голосование в ПАСЕ по ключевой для Москвы резолюции отложено
Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) вчера отправила на доработку резолюцию, которая могла помочь России вернуть полномочия в этом органе. Голосовать по документу не стали, потому что члены ПАСЕ так и не смогли решить, как вернуть российское финансирование, не допустить выход страны из Совета Европы (СЕ) и при этом не пойти на уступки Москве. Многие парламентарии были в замешательстве: возможное прекращение работы России в СЕ для них — «катастрофа», равно как и движение навстречу стране, которая «аннексировала Крым» и не выполняет обязательства перед ассамблеей. За дискуссиями в Страсбурге следила корреспондент “Ъ” Екатерина Мареева.
Голосование по резолюции о полномочиях национальных делегаций должно было состояться вчера вечером. Однако ему предшествовало настолько эмоциональное обсуждение, что автор доклада по резолюции бельгийка Петра де Суттер предложила вернуть документ на доработку. В итоге 99 членов ПАСЕ из 194 присутствовавших в зале проголосовали за.
В проекте предлагалось усложнить процедуру лишения национальной делегации полномочий. Сейчас инициировать этот процесс должны 30 парламентариев из как минимум пяти стран, а поддержать их должно простое большинство членов ПАСЕ. Авторы резолюции, в свою очередь, хотели увеличить число инициаторов до 54 человек. И им надо было бы заручиться поддержкой двух третей членов ПАСЕ.
Хотя в проекте резолюции не упоминалась Россия, многие члены ПАСЕ подчеркивали: документ может помочь ей вернуться к нормальной работе в органе. Напомним, права российской делегации в ассамблее ограничили в 2014–2015 годах в связи с присоединением Крыма. Делегаты из РФ потеряли право голоса, были отстранены от участия в работе руководящих органов ассамблеи и в миссиях наблюдателей. Власти РФ в знак протеста приостановили свое участие в работе ассамблеи, с 2016 года не запрашивали для членов делегации аккредитации, а с прошлого года отказались платить взносы в бюджет Совета Европы (дефицит на начало 2018 года — €18 млн).
Проект резолюции разделил членов ПАСЕ на два лагеря. Сторонники документа объясняли: он призван уладить разногласия между странами и сделать работу ассамблеи более эффективной. Петра де Суттер подчеркнула: документ «не имеет никакого отношения к снятию санкций с России». Глава группы объединенных европейских левых в ПАСЕ Тини Кокс назвал его «мудрым компромиссом», положительно влияющим на репутацию организации. Глава немецкой делегации Андреас Ник заверил: нужно бороться с обвинениями, согласно которым ряд парламентариев поддерживает резолюцию, потому что боится навсегда лишиться российского вклада в бюджет СЕ.
Противники резолюции выдвигали ответные доводы. Во-первых, говорили они, документ прежде всего касается России и скрывать это не стоит. Во-вторых, взносы РФ — главная причина, по которой у резолюции есть сторонники. В-третьих, предложенный вариант — не компромисс, поскольку это слово, по замечанию украинского депутата Алексея Гончаренко, используют, «когда обе стороны идут на уступки». Россия же, как отметил член Верховной рады, не выполнила требования, которые содержались в принятых ПАСЕ резолюциях. В качестве противоправных действий РФ упоминали предположительное вмешательство в выборы США и других стран, «аннексию Крыма», конфликт на востоке Украины, крушение малайзийского Boeing MH17 в Донецкой области в 2014 году, отравление экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля в британском Солсбери.
«Если вы впускаете Россию через дверь, проверьте вашу ручку!» — обратился господин Гончаренко лично к генсеку Совета Европы Турбьорну Ягланду, которого украинская делегация наравне с другими противниками документа считает главным лоббистом восстановления полномочий России. Произнося эти слова, депутат надел на руки резиновые перчатки. Напомним, что, по данным британского следствия, Сергея Скрипаля отравили, нанеся вещество «Новичок» на дверную ручку его дома. «Мы не в театре, так что использовать соответствующий реквизит для переодеваний не нужно»,— сделала замечание господину Гончаренко председатель ассамблеи Лилиан Мори Паскье.
«Я не вмешиваюсь в дискуссию, но в докладе, который вы рассматриваете, содержатся действительно важные моменты,— ответил Турбьорн Ягланд на обвинения украинского депутата в лоббизме.— Мы не имеем права лишать людей, которые здесь заседают, голоса при избрании генсека или судей». Слова господина Ягланда вызвали возмущение у некоторых парламентариев: они начали стучать по столам и кричать.
Между тем большинство выступавших, независимо от своей позиции по поводу резолюции, сходились во мнении: допускать выход России из Совета Европы не стоит — и не только по финансовым причинам.
Участники дебатов упоминали о возможном ущербе российским гражданам, которые в таком случае не смогут обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Сторонникам этой позиции оппонировала украинская делегация, призывавшая не бояться таких последствий. Депутаты Рады Сергей Соболев и Елена Сотник напоминали: в декабре 2015 года в РФ приняли закон, который позволяет Конституционному суду страны признавать неисполнимыми решения международных судов, если они противоречат российской Конституции.
Безвыходность сложившейся ситуации резюмировал член французской делегации Оливье Бешт. Он отметил, что любое решение в поставленных условиях обернется трагическими последствиями. Отклоненная декларация «подтолкнет Россию к выходу из Совета Европы, и это будет катастрофа»: страна «будет унижена, замкнется в себе и будет проводить империалистическую политику». В то же время поддержка документа, по словам господина Бешта, «создала бы впечатление», что можно вернуться к работе в ПАСЕ, не выполнив ни одного требования ассамблеи.
В итоге депутаты решили не выбирать из двух зол меньшее и вернуться к резолюции позже. Решение по новой версии документа, вероятно, примут на январской сессии в 2019 году.
«Лучше отложить решение, чем принять плохое»,— объяснил “Ъ” литовский депутат Эгидиюс Варейкис. У парламентария есть конкретное предложение по доработке документа: «Мы, как в баснях и сказках, не говорим правду. Нужно сказать, что эта инициатива необходима для того, чтобы Россия смогла вернуться в ПАСЕ». При этом он пояснил: документ в сегодняшнем виде — «попытка техническим способом решить политическую проблему», а Россия хочет вернуть себе полномочия «без выполнения обязательств» перед организацией.
Украинская делегация, в свою очередь, сочла результаты второго дня сессии удовлетворительными. «Надо было сегодня рассмотреть вопрос и отклонить доклад,— заявил “Ъ” Алексей Гончаренко, оговорившись: — Вариант отложить его тоже подходит, потому что это ломает план России по изменению процедуры, чтобы в январе можно было вернуться». Также депутат Рады предложил кардинально изменить резолюцию: «Все, что касается возможности для России вернуться без санкций, должно быть оттуда изъято».
«Зал раскололся пополам,— подвел итог вчерашним обсуждениям в ассамблее глава комитета Совета федерации по международным делам Константин Косачев.— Здравомыслящие люди в ПАСЕ попытались спасти организацию. Однако сама ПАСЕ продолжает пребывать в глубочайшем кризисе, в который ее ввергли русофобы». Сенатор дал понять, что на текущий момент Москва не собирается возвращаться к работе в ассамблее, ставшей «структурой для местечковых разборок».