«Русагро» ответит за конюшню
Белгородский суд подтвердил обязанность группы ремонтировать культурный объект
Группе «Русагро» придется нести ответственность за аварийное состояние конюшни дворян Ребиндеров, памятника культурного наследия в Шебекинском районе Белгородской области. Структура группы «Русагро-Инвест» не смогла оспорить соответствующее предписание регионального управления государственной охраны объектов культурного наследия. Не помогла компании и формальная продажа конюшни в июле 2018 года. Если инвестор не начнет ремонтировать конюшню, власти могут изъять ее у собственника, полагают эксперты.
Арбитражный суд Белгородской области отказал ООО «Русагро-Инвест» (занимается растениеводством в зоне свеклосеяния белгородских заводов «Русагро») в отмене предписания об устранении нарушений на объекте культурного наследия. Предписание было выдано управлением еще 5 апреля 2018 года, но в рамках судебного разбирательства его действие приостанавливалось.
В 2014 году ООО «Русагро-Инвест» вместе с другим имуществом купило здание конюшни у муниципалитета и взяло на себя охранные обязательства. 29 марта 2018 года сотрудники управления без уведомления компании провели внешний осмотр пустующей конюшни и составили акт ее технического состояния, в котором указали на ряд нарушений со стороны «Русагро». Основной претензией стало ненадлежащее состояние объекта, в частности разрушенная кровля. Управление подготовило предписание, в котором потребовало провести противоаварийные работы, обезопасить здание от проникновения посторонних лиц, поправить кирпичную кладку и отремонтировать протекающую крышу.
«В дальнейшем у нас должен быть какой-то итог: проектная документация и приспособление здания под современные нужды. Однако в компании настаивали, что в дальнейшем это здание эксплуатировать не планируют», — рассказывала “Ъ-Черноземье” начальник управления госохраны объектов культурного наследия Белгородской области Галина Акапьева.
Суд не согласился ни с одним аргументом «Русагро», на основании которых компания требовала отмены предписания.
Она ссылалась на нарушения при проведении проверки без участия собственника, но суд установил, что осмотр являлся «видом контрольно-надзорных мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами». Аргумент «Русагро» о том, что предписание невозможно исполнить из-за отсутствия свободного проезда к конюшне, был опровергнут представленными фотографиями. Также компания напомнила о продаже конюшни в июле 2018 года Ассоциации по охране диких животных «Русский лес» (это охотхозяйство контролируется «Русагро-Инвестом», следует из решения суда). Но оспариваемое предписание было вынесено в тот момент, когда объектом владело «Русагро-Инвест», поэтому суд отклонил и этот аргумент.
В «Русагро» разбирательство не комментируют. Из документов закупок следует, что «Русагро-Инвест» в июне 2016 года проводило торги на ремонт кровли и стен объекта с начальной ценой 2,3 млн руб. На торги была подана одна заявка от ООО «Индустриальные решения», но процедуру признали несостоявшейся из-за непредоставления участником торгов документации и превышения максимальной цены. Впрочем, областные власти ранее оценивали стоимость реконструкции в большие суммы. По данным региональной программы госохраны и сохранения объектов культурного наследия на 2012–2016 годы, принятой в 2011-м, за два года (2012–2013-й) в реконструкцию конюшни, находившуюся на тот момент еще в муниципальной собственности, предполагалось вложить более 74 млн руб.
Напомним, на пресс-конференции в феврале 2017 года белгородский губернатор Евгений Савченко заявил, что «все исторические здания в Белгородской области должны быть восстановлены и приведены в порядок». «Не так много их, к сожалению, осталось. В революцию и войну много уничтожили, и мы не будем уподобляться тем революционерам и захватчикам, которые это делали. Абсолютно все, что создает дух территории, архитектура, отражающая историческую эпоху, должно быть сохранено», — отмечал глава региона.
Управляющий партнер УК «Право и бизнес» Александр Пахомов считает, что шансов оспорить решение суда у «Русагро» немного. В соответствии с законом «Об объектах культурного наследия» передача таких объектов без обязательств по обеспечению их сохранности невозможна, напоминает господин Пахомов. По его словам, одним из возможных способов избежать работ для собственника является снятие охранного статуса, но добиться этого на практике «очень сложно». Зато затягивание сроков исполнения обязательств может привести к утрате самих объектов культурного наследия, а штрафы для компании в этом случае будут намного меньше, чем затраты на работы по сохранению здания.
Заместитель гендиректора по правовым вопросам национальной юридической службы «Амулекс» Юлия Галуева предполагает, что если в ближайшее время собственники не примут мер по исполнению охранного обязательства, то управление может инициировать иск об изъятии объекта. «В этом случае объект может быть продан с публичных торгов, а собственнику будет возмещена стоимость имущества в размере, определенном судом, за вычетом стоимости восстановительных работ по объекту», — отметила госпожа Галуева.
О чем написал «Культуре» воронежский фантаст
Воронежский писатель-фантаст Василий Щепетнев обратился с открытым письмом к руководству телеканала «Россия – Культура», в котором обвинил в плагиате создателей фильма «Египетские боги Петра Ольденбургского» из цикла «Искатели»...