На главную региона

И пройти, и проехать

В Башкирии запустили надземный переход и мост

Ключевые задачи дорожников включают не только строительство новых автомобильных артерий и поддержание существующих, но и возведение инфраструктурных объектов: пешеходных переходов, мостов, путепроводов и других. В последние два месяца были завершены и введены в эксплуатацию два крупных и социально значимых проекта — надземный пешеходный переход на оживленной трассе Р-240 и мост через реку Белую на объезде Уфы по трассе М-5 Урал. Об их особенностях и значимости, а также о некоторых планах по комплексному обустройству федеральных дорог на территории республики рассказали в ФКУ Упрдор «Приуралье».

«Воздушная зебра»

Значительное число аварий на федеральных трассах, проходящих рядом с населенными пунктами, происходит именно с участием местных жителей. Самый эффективный вариант решения данной проблемы — строительство надземных пешеходных переходов.

Один из такого рода проектов был завершен в августе 2018 года в Кармаскалинском районе Башкирии. Надземный пешеходный переход появился на 39 км федеральной автомобильной дороги Р-240 «Уфа-Оренбург» возле села Актюба, здесь же расположено довольно большое количество садовых участков. Как подчеркивают в управлении, необходимость его строительства была обусловлена высокой оживленностью движения: интенсивность движения автомобилей здесь достигает 30 тысяч в сутки.

«Воздушная зебра» длиной более 103 метров позволила развести пешеходный и транспортный потоки на разные уровни, тем самым обеспечив безопасность перехода через дорогу жителей близлежащих деревень и садовых товариществ при непрерывном движении автомобилей, — отмечает начальник ФКУ Упрдор «Приуралье» Рамиль Сенжапов. — Это приведет к снижению уровня аварийности: по статистике последних лет каждое третье ДТП на данном участке — наезд на пешеходов».

Новый переход представляет собой конструкцию закрытого типа со светопрозрачным остеклением пешеходной части. Он оборудован всеми необходимыми элементами для перемещения маломобильных категорий граждан. Для пожилых людей, инвалидов и семей с маленькими детьми предусмотрены специальные подъемные платформы, работающие в круглосуточном режиме. Дополнительно марши лестничных сходов оснащены накладными пандусами с препятствующими соскальзыванию бортами для спуска колясок, велосипедов и багажных тележек. На входных и выходных площадках установлены тактильные дорожные указатели. Конструкция обеспечивает естественную вентиляцию внутреннего пространства и оснащена светильниками и видеокамерами.

Уникальность проекта заключается в том, что в отличие от традиционных материалов — металла и бетона — при его строительстве использовались композитные материалы. Все балки пролетного строения проектировались индивидуально. «Данные конструкции удобны тем, что их не надо собирать из отдельных элементов: соединять, проверять болтовые соединения — они привозятся в готовом виде и монтируются сразу. Это гораздо быстрее и удобнее, — поясняет главный инженер ФКУ Упрдор «Приуралье» Александр Михайлов. — Сама конструкция не только физически легче, но и эстетически выглядит приятнее, нежели большая балка пролетного строения, нависающая над проезжающими водителями».

Другой важный момент — если металл и бетон со временем теряют свои функции, то композитный материал имеет более долгий срок жизни, что позволит существенно сократить расходы на его содержание. «Какой-то глобальной экономии с точки зрения вложений при строительстве мы не получим: затраты на строительно-монтажные работы примерно одинаковые. Но с точки зрения экономики эксплуатации это гораздо выгоднее. В частности, нам не нужно ежегодно красить пролетное строение, его содержать и заделывать сколы», — подчеркивает Рамиль Сенжапов.

Для республики — это первый опыт использования композитов при строительстве пешеходных переходов. В целом федеральные дорожники довольны результатом и намерены использовать эту практику в дальнейшем. В частности, планируется, что такие надземные переходы с использованием композитов появятся на трассе М-5 «Урал». Управление уже занялось их проектированием.

История одного моста

Из ключевых объектов капитального строительства стоит выделить завершение реконструкции участка автомобильной дороги М-5 «Урал» под Уфой км 1466–1480 с мостовым переходом через реку Белую. Стоимость работ по реконструкции этого участка составила порядка 3,6 миллиарда рублей.

«Это значимый для нас объект, — отмечает Рамиль Сенжапов. — До проведения реконструкции там был проблемный участок автомобильной дороги третьей категории с двумя полосами движения. Сейчас здесь шесть полос движения и два моста, один из которых построен на месте старого».

У моста через Белую, сданного дорожниками в этом дорожно-строительном сезоне, — довольно интересная история. В 1981 году на существующем железобетонном мосту произошла авария. В результате одна из опор и два пролета просто обрушились в воду. Тогда мост восстановили, и лишь спустя 30 лет было принято решение его разобрать и построить новый.

«Когда мы приступили к реконструкции, пролетное строение было частично железобетонным, частично металлическим, — рассказывает Александр Михайлов. — Сам процесс разборки был очень сложным. Те конструкции, которые свалились в русло реки в результате аварии 1981 года, там и оставались. К сожалению, уровень рек падает, и Белая — не исключение. Фарватер мог быть попросту перекрыт. Поэтому совместно с проектной и строительной организациями мы разобрали мостовое сооружение и извлекли из фарватера опору и части пролетного строения, которые остались в воде».

При разборке старого моста активно применялись новые технологии, в частности, тросовые технологии Hilti: его распиливали тросами, опускали на понтоны и сплавляли по реке. Непростым был и сам процесс строительства. «Мы очень серьезно подошли к формированию фундамента, приглашали проектные институты, которые проводили расчеты. Когда заказывали пролетное строение, параллельно шло строительство керченского моста и были большие проблемы с поставками металла. Но мы успели — и все пришло вовремя. В каждой стройке есть свои нюансы, но она завершена, мост готов», — подчеркивает главный инженер управления.

«Да будет свет»

Еще одно социально значимое направление в сфере обустройства — электроосвещение дорог. Как рассказали в ФКУ Упрдор «Приуралье», в последние годы большой объем работ в этой части был выполнен на территории Оренбургской области, входящей в зону ответственности территориального управления.

По словам Рамиля Музафяровича, в планах управления — полностью покрыть сетью искусственного электроосвещения трассу от Уфы до Стерлитамака. Это 113 км автодороги Р-240 «Уфа-Оренбург». Также масштабная работа по электрификации затронет населенные пункты, проходящие вдоль дороги: Зирган, Ира, Новая Отрада, Старая Отрада, Аксары, Старомурапталово, Новомурапталово, а также обход города Салават и мост через реку Юшатырь. На сегодняшний день работы по проектированию электроосвещения уже завершены.

Проект защитили в Главгосэкспертизе России и Федеральном дорожном агентстве. В этом году проведем конкурсные процедуры по определению подрядной организации, а со следующего года планируем начать строительно-монтажные работы.

Для освещения участков дорожники смонтируют металлические опоры с современным антикоррозийным покрытием. Новые объекты будут оснащаться автоматической системой управления с возможностью дистанционного информирования диспетчеров службы управления и подрядной организации, которая будет заниматься содержанием этих линий, о работоспособности искусственного электроосвещения. Аналогичная система уже внедрена в Оренбургской области.

Проект электрификации Р-240 «Уфа-Оренбург» рассчитан на три года. Ввиду того, что объем работ колоссальный, вводить его дорожники будут отдельными этапами, строя и запуская отдельные участки. Параллельно завершатся работы по доведению федеральной дороги в нормативное состояние.

Другой объект, требующий внимания в части освещения, — участок автодороги первой категории М-5 «Урал» км 1401-1454 от Языково до Демского КПМ. «По нормам там тоже должно быть освещение. Мы уже обратились в Федеральное дорожное агентство с предложением разработки на данном участке проектной документации на электроосвещение, предварительно программа одобрена. Теперь мы ждем финансирования», — добавляет Александр Михайлов.

Все эти проекты задают условия для бесперебойного и безаварийного движения на федеральных трассах. Ведь обеспечение безопасности всех участников дорожного движения, от автомобилистов до пешеходов, — одна из главных социально значимых задач, которые приходится решать дорожникам.

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...