Два года за свой счет
Перевозчики оспаривают бездействие мэрии в вопросе повышения тарифов за проезд
Городские автобусные перевозчики, второй год ожидающие повышения тарифа на проезд в общественном транспорте, обратились с заявлением в арбитражный суд. Предприниматели просят признать незаконным бездействие администрации Перми в вопросе повышения тарифа на проезд, который не менялся с 2016 года. Участники рынка считают, что текущий тариф 20 руб. давно далек от экономически обоснованного, и не исключают возможности обращения в суд с требованием недополученных средств.
ООО «АААвто» обратилось в арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Перми в связи с неисполнением в 2016–2018 годах полномочий по обращению в Пермскую городскую думу с предложением о пересмотре тарифов; о признании незаконным бездействия департамента дорог и транспорта по причине непредставления в 2017 и 2018 годах в администрацию письма-заявки о необходимости пересмотра тарифов по различным видам перевозок с приложением расчета тарифа; а также игнорирования обязанности по внесению изменений в договор на предоставление субсидии в части расчета размера субсидий при величине расчетного тарифа в 23,52 руб.
Заявление было подано в конце сентября. Предварительное рассмотрение дела назначено на 24 октября 2018 года. По данным „Ъ-Прикамье“, аналогичные заявления могут направить и другие участники рынка. На данном этапе перевозчики не требуют возмещения недополученных средств, но в дальнейшем не исключают такую возможность. Сумма недополученных средств только «АААвто», по предварительным расчетам, превышает 3 млн руб.
Напомним, полномочия по пересмотру тарифа на проезд входят в компетенцию депутатов Пермской городской думы. С инициативой же повышения выходят чиновники мэрии Перми, которые и занимаются подсчетом экономически обоснованной стоимости проезда. Последний раз тариф был повышен в январе 2016 года. Тогда стоимость проезда выросла сразу с 16 до 20 руб. В этом году мэрия Перми отказалась от планов по пересмотру тарифа. Официальная причина связана с тем, что около трети перевозчиков не перешли на электронную систему учета перевозки льготников.
В департаменте дорог и транспорта „Ъ-Прикамье“ сообщили, что обратились к перевозчикам с просьбой представить затраты в целях просчета экономически обоснованного тарифа. «На сегодняшний день не все перевозчики представили эту информацию, в связи с чем расчет тарифа еще производится. Стоит отметить, что расчет тарифа производится ежегодно»,— прокомментировали в мэрии.
Судебный процесс начинается на фоне принятия городской думой новой транспортной концепции, согласно которой дума закрепляет финансовый контроль за сбором денег с пассажиров за мэрией и устанавливает дифференцированную систему тарифов. Концепция разработана с подачи новых краевых властей. По данным „Ъ-Прикамье“, руководство края согласовало все эти изменения при условии, что они будут происходить при действующем тарифе в 20 руб.
Знакомый с ситуацией источник говорит, что прокуратура города ежегодно направляет в Пермскую городскую думу информацию, касающуюся необходимости изменения тарифов на перевозку пассажиров, но «воз и ныне там». При этом собеседник „Ъ-Прикамье“ отмечает, что перевозчики, которые в результате применения существующего тарифа несут убытки, могут обратиться в суд с иском об их взыскании к органу, установившему спорный тариф. «В этом случае им необходимо доказать, что тарифы не отвечают критериям экономической обоснованности, вследствие чего фактические расходы предприятия превышают предусмотренную в тарифах себестоимость»,— пояснил источник.
Директор НП «Единый союз перевозчиков» Михаил Ухватов поддержал идею коллег по обращению в суд. «Этого следовало ожидать. Тариф без причины не пересматривается уже третий год, хотя все его составляющие растут»,— подчеркнул перевозчик.