Инвестфонды в США подставляют России плечо
Почему структуры вкладываются в отечественные ОФЗ
Введению новых антироссийских санкций могут помешать американские пожарные: крупнейший в США государственный пенсионный фонд — CalPERS — увеличил вложения в российские облигации федерального займа, обнаружили в агентстве Bloomberg. Это произошло на фоне внесения в Конгресс проекта санкций, предполагающих запрет на покупку этих бумаг. Инвестиции составили почти $0,5 млрд, а в целом фонды из США могут держать в российских ОФЗ свыше $10 млрд. Почему американские инвесторы вкладываются в эти активы? И не помешает ли это Вашингтону принять новые санкции? Выяснял Григорий Колганов.
Запрет на российский госдолг — смертельное оружие в санкционном арсенале США, говорят экономисты. Если Москва не образумится, непременно введем его, все чаще намекают американские сенаторы. Но инвесторы из Соединенных Штатов о планах своего парламента будто не слышали и увеличивают долю наших ОФЗ в портфелях. И какие инвесторы, самые что ни на есть институциональные — пенсионные фонды — надежда и опора простых американцев, подчеркивает член Ассоциации финансовых консультантов США Исаак Беккер: «Это профессиональные крупные пенсионные фонды, долговременные, с определенными традициями и так далее. Там сидят достаточно консервативные опытные люди, которые делают системные инвестиции, поскольку от этих денег зависит своевременная выплата пенсий сотням тысяч людей».
На попечении калифорнийского фонда CalPERS — более 1,5 млн миллионов отставных полицейских, пожарных и других госслужащих. Большая часть его вложений — сверхнадежные активы. И почти $1,5 млрд из них, согласно летней отчетности, это российские ОФЗ. Но не стоит обольщаться, ведь такая сумма по меркам таких организаций смехотворна, считает гендиректор компании «Спутник-Управление капиталом» Александр Лосев: «340 млрд активов у них, то есть 0,5%, не так много, если честно.
Они ничем не рискуют, по большому счету, разве что над ними посмеются республиканцы, демократы или кто-то еще.
Они ищут альтернативу на всех рынках, где это только возможно».
Но зачем вообще американские инвесторы вкладываются в российские гособлигации? Все просто, говорит глава группы Whitestone Capital Александр Просвиряков. Эти бумаги — очень прибыльный и надежный инструмент, а в перспективы санкций в Соединенных Штатах попросту не верят: «Это действительно один из самых высокодоходных безрисковых инструментов в мире. Рисков в России не так много. Санкционная риторика будет смягчаться, и те держатели, которые накупили их на минимуме, заработают больше всего. Калифорнийские инвесторы это прекрасно понимают и скупают наши активы. Я сам лично тоже это делаю, считая это очень хороший трейдом».
Калифорнийский пенсионный фонд — не самый крупный в США держатель российских ОФЗ. На первом месте — компания BlackRock — финансовая «акула» с объемом активов свыше $6 трлн. Поэтому Bloomberg в публикации намекает, что владельцы облигаций могут включить свою лоббистскую машину, чтобы не допустить санкций против российского госдолга. Но собеседники «Коммерсантъ FM» в этом сомневаются — слишком малы вложенные суммы. Да и последние политические события могут перечеркнуть все усилия, напомнил директор по инвестициям негосударственного пенсионного фонда «ЛУКОЙЛ-Гарант» Владимир Федоров: «Говорить о том, что это изменение взгляда и определенный тренд, мне кажется, рановато. Наоборот, новые санкции могут быть введены из-за Нидерландов. Больше неопределенности наступило на рынке. Мне кажется, это еще не показатель».
По подсчетам Аналитического кредитного рейтингового агентства, в руках резидентов США находятся порядка 10% российских ОФЗ. По самым скромным подсчетам, это не менее $10 млрд. Возможно, поэтому в Вашингтоне каждый выпад сенаторов против российского госдолга до сих пор парировали тем, что такая мера нанесет ущерб американским инвесторам. Теперь понятно, каким.
По данным российского Минфина, объем рынка ОФЗ на первое сентября превышал 7 трлн руб. Доля иностранцев среди держателей облигаций снизилась до 26,5%.