Запад не снижает градус любопытства в связи с «делом Скрипалей»
Как в Европе и США комментируют ход расследования
СМИ назвали имя третьего фигуранта «дела Скрипалей»: как сообщает петербургское интернет-издание «Фонтанка.Ру», это 45-летний Сергей Федотов. Он, по информации портала, помогал Александру Петрову и Руслану Боширову организовать отравление бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в Солсбери. Правда, перемещался Федотов отдельно от своих коллег. В то же время в западной прессе высмеивают «несекретных агентов» Петрова и Боширова. Достается и российским спецслужбам в целом. «Коммерсантъ FM» решил выяснить, что думают в разных странах о горе-шпионах и «деле Скрипалей»? Об этом — Александр Рассохин.
Еще в начале недели истории вокруг Скрипалей в Праге воспринимали без энтузиазма. Подумаешь, где-то там, в Британии, отравили российского агента. Но все изменилось после новости «Чешского радио». Оказалось, что в 2014 году любители солсберецкого шпиля, известные как Александр Петров и Руслан Баширов, приезжали и в Прагу. Но смотрели не ратушу, а за Сергеем Скрипалем. Тот в то время якобы делился некой информацией с чешскими спецслужбами. Новость взбудоражила Прагу, говорит корреспондент чешской газеты Tiscali Иржи Юст: «Эти данные меняют отношение чешского общества к этим делам. Скорее всего, заново начнется давление на чешское правительство, чтобы уменьшить количество российских дипломатов, которых в Праге порядка 130 человек. Есть подозрение, что некоторые из них занимаются не совсем дипломатической деятельностью, а скорее собирают разную информацию».
Впрочем, как говорят опрошенные «Коммерсантъ FM» зарубежные журналисты, в большинстве стран новые подробности о личности и биографии Петрова и Боширова восприняли спокойно. Ведь они только подтверждают то, что было известно много месяцев, говорит корреспондент телеканала France2 Доминик Дерда: «Во Франции считают, что это не очень интересно. Сюрприза нет, потому что все сразу и так думали — понятно, что вина за инцидент лежит на России.
Так что это просто еще доказательство в пользу этой версии.
Вопрос скорее в том, кто заказывал покушение, но об этом у нас еще нет информации».
А вот в Великобритании, ожидаемо, каждую новую подробность о личности «солсберецких отравителей», разбирают на инфоповоды. Можно было бы предположить, что за этим, как и раньше, могут последовать и очередные санкции. Но, как ни странно, причин для этого у британских политиков сейчас нет, говорит корреспондент газеты The Guardian Эндрю Рот: «Если раньше они не показывали доказательства своих обвинений в адрес России, но все-таки накладывали санкции, то сейчас, наоборот, больший интерес есть к выигрышу пиар-войны между странами. Я думаю, это и есть новая тактика. Вряд ли они будут какие-то санкции накладывать».
Но что говорят там, где все началось, — в Солсбери? Местный гид Светлана Джонсон, которая живет в провинциальном городке уже более 30 лет, говорит, что информацию широко обсуждают если не все, то многие. И даже те, кто раньше сомневался в версии Скотленд-Ярда, теперь уверены, что именно Кремль причастен к отравлению: «В Солсбери-то как раз у людей ушки на макушке, потому что инцидент произошел в городе.
Что пишут газеты? Что ГРУ опозорилось, что это полный провал разведки — вот так мощно засветиться».
А что же в США, которые являются главным стратегическим соперником Кремля? Там много разговоров о том же, о чем и в России. Как же так вышло, что методы работы, способы сокрытия сведений и прочая информация ГРУ стала известна всему миру? Вот и американский журналист бостонской газеты Christian Science Monitor Фред Вир задается этим вопросом: «С одной стороны, устоялся образ ГРУ как могучей организации, некоего монстра, который угрожает Западу и вмешивается в американские выборы. А с другой стороны, ведомство не смогло элементарно скрыть личности своих агентов. Мне кажется, даже мой 17-летний сын лучше скрывает свою персональную информацию. Это просто не укладывается у меня в голове. Что касается тупика в отношениях России и Запада, я не представляю, как можно решить эту проблему».
В целом, очевидно одно — для мировой прессы в «деле Скрипалей» тайн почти не осталось. И для российских властей это отчасти, может быть, и хорошая новость. Чем меньше будет интереса к этой теме, тем больше шанс, что о ней быстрее забудут.