Энергорынок обгоняет инфляцию
Оптовые энергоцены в 2019 году вырастут на 11%
Тенденция, когда рост оптовых цен на электроэнергию опережает инфляцию, продолжится и в 2019 году, когда этот показатель может вырасти сразу на 11%. В Минэкономики это объясняют платежами рынка за новые энергоблоки АЭС, ГЭС и зеленую генерацию. Вместе с тем для торможения дальнейшего роста энергоцен правительство переносит на год вводы дорогостоящих блоков на Нововоронежской АЭС-2 и Ленинградской АЭС-2.
Оптовые цены на электроэнергию в 2019 году могут вырасти на 11%, следует из прогноза социально-экономического развития РФ Минэкономики до 2024 года (.pdf). Речь идет об одноставочной цене опта, которая складывается из фиксированных ежемесячных платежей за мощность и выплат за реально проданную на ежедневных торгах энергию. Оптовый энергорынок — это примерно половина конечной энергоцены для потребителей (кроме населения, для которого сохранены заниженные тарифы), остальное — доля сетей, энергосбытов, диспетчеризации и т. д.
- Как пояснили “Ъ” в Минэкономики, около 4% в росте оптовой цены даст оплата мощности первого блока Ленинградской АЭС-2 «Росэнергоатома» (РЭА, входит в «Росатом»). Блок должен быть введен до конца года, новые электростанции получают повышенные выплаты за мощность для возврата инвестиций.
- Кроме того, 1,3% добавит рост цен на рынке на сутки вперед (РСВ, основной сектор оптовых торгов электроэнергией).
- 2% — оплата новой зеленой генерации (867 МВт), 0,6% — оплата новой мощности зарамагских ГЭС «РусГидро».
- Оставшиеся примерно 3% — эффект роста цены конкурентного отбора мощности (КОМ), роста выплат за мощность для новых энергоблоков, построенных по договорам на поставку мощности (ДПМ, гарантируют возврат инвестиций за счет оптового энергорынка) и надбавок к цене на мощность для субсидирования энергетики Дальнего Востока, Крыма и Калининградской области.
В 2018 году темп роста нерегулируемых цен на оптовом энергорынке составит 7%, ожидают в Минэкономики. Это обусловлено вводами четвертого блока на Ростовской АЭС (1 ГВт, произошло в сентябре) и 741 МВт зеленой генерации, ростом цен КОМ и РСВ, а также увеличением объема нерыночных надбавок для Дальнего Востока и Калининградской области.
Вместе с тем для снижения ценовой нагрузки на потребителей в 2019–2020 годах предлагалось сдвинуть вправо сроки вводов новой атомной генерации — блоков Нововоронежской АЭС-2 (НВАЭС-2, 1,2 ГВт, плановый ввод — январь 2019 года) и Ленинградской АЭС-2 (ЛАЭС-2, 1,2 ГВт, февраль 2020 года). В Минэнерго “Ъ” не прокомментировали, принято ли решение по переносу. Но, сообщал в сентябре заместитель главы РЭА Александр Хвалько, концерн принял решение о переносе запуска второго энергоблока Нововоронежской АЭС-2 с 2019 на 2020 год (на нештрафуемый период), по ЛАЭС-2 вопрос еще обсуждается. Но в опубликованном прогнозе Минэкономики уже учтен перенос оплаты мощности второго блока НВАЭС-2 на 2020 год и второго блока ЛАЭС-2 на 2021 год, уточнили в министерстве.
В 2020 и 2021 годах, по прогнозу Минэкономики, рост оптовых энергоцен не превысит общий уровень инфляции и составит 3% и 3,9% соответственно. В среднем за 2022–2024 годы рост нерегулируемой цены на оптовом рынке составит не более 3% в год, прогнозируют в ведомстве.
Отметим, что на этот период придется и запуск масштабной программы модернизации старых ТЭС объемом до 1,35 трлн руб., ее основное ограничение — рост нагрузки на потребителей не должен пробить уровень инфляции.
В Минэнерго “Ъ” сообщили, что формированием прогнозных цен занимается «Совет рынка» (регулятор энергорынков). В соответствии с прогнозом, которым располагает Минэнерго, рост цены РСВ в 2019 году составит около 9,6%, в 2020 и 2021 годах — 2,9% и 4% соответственно. В Минэнерго считают, что эти показатели сопоставимы с прогнозом Минэкономики. В «Совете рынка» сообщили, что занимаются составлением прогноза свободных нерегулируемых цен (СВНЦ, одна из составляющих предельного уровня энергоцен для розничных потребителей, кроме населения) на 2019 год. В ассоциации подчеркнули, что их расчеты по темпам роста цен в целом соответствуют прогнозу Минэкономики. Директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев отмечает, что у регуляторов «есть все необходимое для сдерживания цен на электроэнергию», поэтому «отсутствие этих мер в текущих непростых экономических условиях является, как минимум, странным».
Федор Корначев из Sberbank Investment Research говорит, что в части цен РСВ текущие прогнозы Минэнерго указывают на постепенное снижение профицита мощностей. Так, по Единой энергосистеме России без учета объединенной энергосистемы Востока ожидается снижение профицита с 27,3 ГВт в 2018 году до 16,2 ГВт в 2024 году, в европейской части России — с 23,4 ГВт в 2018-м до 13,9 ГВт в 2024 году. Таким образом, заложенный в прогнозы Минэнерго рост потребления в 0,7–1,2% в год опережает рост мощности, говорит аналитик. Это может привести к относительной сбалансированности энергорынка, когда новые мощности не будут оказывать существенного давления на цену, а свободные цены на электроэнергию будут расти в соответствии с ростом цен на топливо для ТЭС.
Но в прогнозе Минэкономики, добавляет господин Корначев, речь идет как раз о том, что основной вклад в рост нерегулируемых оптовых цен внесут не цены РСВ на электроэнергию, а оплата мощности — инвестконтракты АЭС и ГЭС, ДПМ зеленой генерации, а также дополнительные выплаты для Калининградской области и Дальнего Востока. «С учетом индексации цен на газ в 2019 году на уровне 3% (эффективный рост окажется ниже из-за индексации в июле), именно эти дополнительные факторы, связанные с рынком мощности, должны обусловить существенно более высокий рост нерегулируемой цены»,— считает Федор Корначев.