Пороги разрушения
Прокуратура потребовала сохранить одну из старейших ГЭС Урала
Руководство Саткинского района Челябинской области получило представление прокуратуры об устранении нарушений закона, которые могут привести к разрушению исторического памятника — гидротехнического сооружения «Пороги». Глава муниципалитета сообщил, что часть замечаний устранена, в дальнейшем объект планируется передать инвестору, который сможет провести реконструкцию памятника. На ремонт потребуется более 300 млн руб., в муниципальном бюджете денег хватает только на охрану памятника. По данным региональных властей, ведутся переговоры с ПАО «Русгидро». Эксперты подчеркивают, что реконструкцию надо было начинать еще «позавчера», а сейчас необходима срочная консервация объекта.
Прокуратура Сатки внесла представление главе Саткинского района Александру Глазкову с требованием устранить нарушения законодательства, которые создают угрозу разрушения объекта культурного наследия регионального значения — гидротехнического сооружения «Пороги», расположенного на реке Большая Сатка. Порожская гидроэлектростанция (ГЭС) была запущена в 1910 году вместе с электроферросплавным заводом и работала до сентября 2017 года, считаясь одной из старейших непрерывно действующих в России (в 1996 году включена в Единый государственный реестр памятников истории и культуры). С 1998-го по 2014 год объект находился в аренде у бывшего гендиректора комбината «Магнезит» Виктора Загнойко, который открыл рядом гостиницу и следил за ГЭС. В настоящее время, объекты комплекса «Пороги»: плотина, здания и оборудование электростанции и плавильного цеха, открытая монорельсовая эстакада; здания каменных сараев, химлаборатории, бывшего угольного склада и весовой, дом инженера Шуппе находятся в собственности Саткинского района с утверждением охранного обязательства.
В ходе прокурорской проверки были выявлены многочисленные нарушения при содержании памятника истории и культуры. В частности, в машинном зале здания агрегатов из сквозных трещин чугунной задвижки под напором идет вода, заливает пол, стены и оборудование. Механизмы регулирования воды плотины имеют многочисленные повреждения из-за износа деревянных опор, сильной коррозии металлического полотна и рамы затворов щитов тросового и реечного подъемных механизмов, а затворы плотины завалены топляком (6 куб. м). Кроме того, не установлены зоны охраны объекта культурного наследия, а право на земельный участок, на котором расположен комплекс, муниципалитет не зарегистрировал.
«Собственники объекта культурного наследия обязаны в том числе осуществлять расходы на содержание и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика; не допускать ухудшения состояния его территории»,— отмечают в прокуратуре региона и подчеркивают, что рассмотрение акта прокурорского реагирования находится на контроле.
У муниципалитета пока хватает денег только на охрану исторического памятника. «Район продолжает выполнять свои обязательства по охране объекта. Часть нарушений уже устранена: проведен конкурс, и в конце сентября выполнены работы по ликвидации течи в машинном зале. Сейчас ведется процедура по оформлению права собственности на землю. После этого район займется процессом передачи объекта инвестору либо в аренду, либо в собственность. Состояние объекта таково, что, по предварительным подсчетам, на реконструкцию и содержание потребуется более 300 млн руб. Это очень крупная сумма, поэтому вопрос обсуждается в плоскости инвестпроекта»,— прокомментировал “Ъ-Южный Урал” глава района Александр Глазков. Инвестор, по его словам, пока не найден.
Ранее специалисты кафедры «Электрические станции, сети и системы электроснабжения» Южно-Уральского госуниверситета разработали проект восстановления Порожской ГЭС, после реализации которого станция должна возобновить производство электроэнергии и стать привлекательным для туристов природно-индустриальным музеем. Предварительные договоренности были достигнуты с ПАО «Челябэнергосбыт», сегодня фактически прекратившего свою деятельность после лишения статуса гарантирующего поставщика с 1 июля.
Председатель госкомитета по охране объектов культурного наследия Челябинской области Александр Баландин сообщил “Ъ-Южный Урал”, что в настоящее время ведутся переговоры с ПАО «Русгидро», в том числе этот вопрос поднимался на Российской энергетической неделе (проходила в Москве с 3 по 6 октября) вице-губернатором Сергеем Шалем. «У муниципалитета денег на содержание объекта нет. Средства из регионального бюджета на эти цели не выделяются. Нужен серьезный инвестор, который будет этим заниматься, сейчас мы пытаемся найти точки соприкосновения и заинтересовать такого серьезного инвестора как “Русгидро”. Это идеальный вариант привлечь специализированную организацию, которая понимает, что такое ГЭС. Мы надеемся, что проблема все-таки сдвинется с места. Станцию нужно спасать, есть большая опасность потерять объект»,— говорит господин Баландин.
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Научно-образовательного центра евразийских исследований ЮУрГУ Гаяз Самигулов считает, что реконструкцию памятника необходимо было проводить еще «позавчера». «Есть целый комплекс причин, почему памятник дошел до такого состояния. К объектам культурного наследия у нас традиционно отношение как к фактору не совсем понятного характера, вроде по закону его надо охранять, но у властей зачастую нет представления, что с ним делать, а больше всего вызывает недоумение и негативную реакцию необходимость вкладывать в это деньги. С другой стороны, есть понимание, что такие объекты являются одним из факторов развития туристической привлекательности, но чтобы они таковыми стали, необходимо опять же вкладывать деньги. Отсутствие должной охраны и контроля, нормальных вложений в его реставрацию в ту пору, когда это можно было сделать (в 90-е годы это была абсолютно рабочая ГЭС, и набор дореволюционных механизмов был гораздо обширнее), все это привело к тому, что станция стоит и разрушается. Кроме того, недействующая плотина ветшает гораздо быстрее, чем рабочая»,— говорит эксперт. По его мнению, прежде чем говорить собственно о реставрации, необходимо сохранить то, что есть, и провести мероприятия по консервации как можно скорее. «Если с весны начнутся такие работы, это было бы более чем замечательно»,— считает эксперт.