Дефицит федерального внимания
Бюджет Пермского края прошел публичные слушания
На площадке краевого заксобрания состоялись публичные слушания по проекту краевого бюджета на 2019–2021 годы. По словам чиновников, бюджет формировался «практически без поддержки федерации». Возмещать потерю федерального финансирования планируется за счет непопулярных налоговых решений.
Состоялись публичные слушания по проекту краевого бюджета на 2019–2021 годы. Напомним, доходы бюджета в 2019 году запланированы в размере 116 млрд руб., в 2020-м— 121,3 млрд и 128,1 млрд руб. в 2021-м. Расходы в 2019 году запланированы на уровне 122,3 млрд руб., 130,4 и 135,3 млрд руб. в 2020 и 2021 годах соответственно.
Открывая обсуждение, первый председатель краевого правительства Ольга Антипина отметила, что «в этом году бюджет формировался особенно непросто». Вице-премьер связывает это с неопределенностью объемов федеральных дотаций и средств на реализацию нацпроектов. «Кроме того, на весенней сессии Госдумы был принят пакет законопроектов, снижающих доходную базу Пермского края, в том числе отмена налога на движимое имущество. На многочисленных совещаниях федеральное министерство финансов обещает нам механизмы компенсации этих средств, но ясности пока нет»,— заявила Ольга Антипина. По ее словам, в результате изменений федерального законодательства Пермский край в 2019 году может недополучить порядка 12,7 млрд руб., что на 3,5 млрд больше, чем в 2018-м. «При этом дотация из федерального бюджета не только не растет, но и ежегодно сокращается,— добавила госпожа Антипина.— В таких условиях регион вынужден принимать непопулярные решения, направленные на сохранение доходов регионального бюджета». Среди таких мер вице-премьер назвала повышение ставки налога на прибыль (увеличит региональные доходы на 3 млрд руб. в 2019 году), переход на налогообложение недвижимости по кадастровой стоимости (рост доходов на 750 млн руб.), изменение ставок по транспортному налогу (более 340 млн руб. в муниципальные бюджеты).
Ольга Антипина отметила, что, несмотря на самые благоприятные условия, проект сохранит социальную направленность. Доля расходов на социальные обязательства составляет 70%. Также госпожа Антипина обратила внимание на рост инвестиционной составляющей бюджета. По ее словам, общий объем инвестиций в социальные объекты, жилье, строительство и ремонт дорог в 2019–2021 годах составит 54,1 млрд руб.
«Представленный в заксобрание проект бюджета сверстан практически без федеральной поддержки и с расчетом только на свои силы»,— резюмировала вице-премьер. Вместе с тем она добавила, что региональное правительство все же рассчитывает на получение от федерации порядка 3 млрд руб.
Краевой министр финансов Елена Чугарина отметила, что дефицит, заложенный в проект бюджета (6,2 млрд руб. в 2019 году, 9,1 млрд руб. в 2020 и 7,2 млрд руб. в 2021 году), носит «бумажный характер». По ее словам, к 2021 году правительство рассчитывает выйти на профицитный бюджет.
Выступившие на слушаниях эксперты, в основном, обращали внимание на проблемы муниципалитетов. Руководитель образовательной программы «Государственное и муниципальное управление» пермского филиала «Высшей школы экономики» Елена Зуева предложила предусмотреть дополнительное финансирование территории опережающего экономического развития в Чусовом. «Стоит рассмотреть вопрос финансирования на создание инфраструктуры инвестплощадки „Лямино“, в противном случае серьезные инвесторы вряд ли смогут зайти в территорию»,— предложила госпожа Зуева.
Врио главы Чайковского городского округа Юрий Востриков поделился опытом создания округа и отметил, что в краевом бюджете предусмотрены средства на поддержку и развитие преобразованных муниципалитетов. «Краевые средства, направленные на развитие территорий, позволяют решить конкретные задачи в интересах жителей городского округа»,— отметил глава.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредитов и биржевого дела ПГНИУ Алексей Мельников вернулся к проблемам федеральной бюджетной политики. «Возникновение дефицита — результат бюджетной политики федерации, а не региона, так как до 2019 года безвозмездные поступления в структуре бюджета составляли не менее 10–11 млрд руб. В проекте бюджета на 2019–2021 годы размер данных поступлений составляет не более 2 млрд руб. Таким образом, бюджет недополучает порядка 8–9 млрд руб., что, естественно, отражается на дефиците»,— отметил эксперт.
«Сегодняшнее мероприятие направлено на то, чтобы формирование бюджета было прозрачно и доступно общественным организациям, научному сообществу, депутатскому корпусу как законодательного собрания, так и местных представительных органов»,— подвела итоги слушаний председатель бюджетного комитета краевого парламента Елена Зырянова. По ее словам, следующий этап работы с бюджетом — обсуждение на комитетах и пленарном заседании заксобрания.