Дональда Трампа заподозрили в алхимии
В США разгорается скандал вокруг происхождения состояния президента страны
К многочисленным проблемам Дональда Трампа добавилась еще одна. Налоговые власти Нью-Йорка сообщили, что намерены расследовать обстоятельства получения почти полумиллиарда долларов Дональдом Трампом от своего отца. О том, что при проведении этих операций использовались сомнительные или даже «откровенно преступные» методы, заявила газета The New York Times, немедленно поддержанная другой ведущей антитрамповской газетой The Washington Post. Разоблачения газет разбивают тщательно сконструированный имидж Дональда Трампа как человека, самостоятельно составившего свой капитал, и ставят его как минимум в неудобное положение. Требование платить налоги в должной мере было одним из столпов его предвыборной кампании. Теперь же выясняется, что сам господин Трамп и его отец пользовались рискованными способами минимизации налогового бремени.
В начале недели департамент налогов и финансов штата Нью-Йорк сообщил, что может начать расследование обвинений в том, что президент Дональд Трамп участвовал в «сомнительных налоговых схемах», позволивших его отцу передать ему в 1990-е годы более $410 млн при минимальных налоговых выплатах. Эти обвинения стали главным итогом расследования, проведенного репортерами The New York Times, которые, по их собственным словам, исследовали более 100 тыс. страниц документов компаний, принадлежавших нью-йоркскому строительному магнату Фреду Трампу. То, что обнаружили журналисты NYT, они назвали «сложной схемой (Фреда Трампа.— “Ъ”) по накоплению и последующей передаче своего богатства» с использованием методов, включая те, которые можно считать «откровенно преступными».
Дональд Трамп назвал публикацию одновременно «погоней за сенсацией» и «скучной», что только привлекло к ней дополнительное внимание.
Белый дом выпустил заявление, в котором указал, что «многие десятилетия назад налоговая служба проверила и завизировала эти трансакции».
Разоблачения The New York Times опасны для господина Трампа в первую очередь тем, что они совершенно разрушают образ, который и сам нынешний президент США, и его помощники на самых разных этапах его общественной жизни тщательно создавали и украшали. Это образ человека, который пусть и родился в очень богатой семье, но всего достиг сам, почти не прибегая к ее помощи. Именно этот образ так нравится избирателям и именно за такого Дональда Трампа они готовы голосовать: успешного, преодолевающего препятствия, но своего, понимающего и чувствующего простого человека. Для президента, чувствительного к тому, как он выглядит в глазах других, и ненавидящего оказываться в нелепой ситуации, демонстрация того, что прекрасная история его жизни, говоря его языком, не что иное, как fake news,— серьезный удар.
«Пожалуй, для Дональда Трампа не существует ничего болезненнее и неприятнее во всем мире, чем предположение, что он не так богат, как об этом говорит, и не так причастен к созданию этого богатства, как об этом говорит,— цитирует The Washington Post слова соавтора одной из книг господина Трампа “Искусство сделки” Тони Шварца.— В рейтинге того, что его приводит в неистовство, [публикация в NYT] стоит очень высоко».
Господин Трамп всегда очень тщательно оберегал все, что касалось своего бизнеса. Во время предвыборной кампании он до последнего отказывался публиковать свою налоговую декларацию, а потом подал ее отредактированный вариант. Его гневу не было предела, когда одна из газет опубликовала страницу из его старой налоговой декларации, из которой было видно, что он активно использовал все законные способы минимизации налогооблагаемой базы. Дефицит информации он активно восполнял своими рассказами о богатстве и успехе. О том, как выстроил свою империю своими собственными руками.
«Мой отец ссудил мне немного денег в 1975 году, и на этом я построил компанию, которая стоит много-много миллиардов долларов»,— заявил господин Трамп во время своих предвыборных дебатов. Тогда никто это не опроверг. Не было фактов. Сейчас очевидно, что господин Трамп как минимум приукрасил действительность.
В действительности Фред Трамп, заработавший свои деньги на строительстве малоэтажных дешевых, но годных для проживания многоквартирных домов в Нью-Йорке, переживавшем тогда период роста, как следует из документов, изученных NYT, последовательно и скрытно передавал свои деньги и свою бизнес-империю сыну. Причем так, чтобы не платить налогов на подарки и наследство.
То, чем занимались Дональд и Фред Трампы, газета называет «алхимией по превращению недвижимости… на $900 млн [в недвижимость] стоимостью $41,4 млн».
Делалось это довольно просто. На протяжении многих лет Дональд Трамп, как утверждают в NYT, активно участвовал в снижении оценочной стоимости зданий, принадлежащих Фреду Трампу, в создании новых компаний, которым передавались доли в недвижимости Трампов, причем эти компании, казалось, никак не были связаны с Фредом Трампом. Кроме того, была создана компания All County Building Supply & Maintenance, которая затем выставила огромные счета за обслуживание домов, которые Фред Трамп, естественно, оплатил. Разница между стоимостью реально оказанных услуг и услуг фальшивых осела на счетах компании. Этот эпизод, как и некоторые другие эпизоды передачи денег от Фреда Трампа к его сыну, специалисты называют «откровенно преступным».
Наиболее ярким примером газета называет продажу Фредом Трампом своему сыну доли в знаменитом Trump Palace в Нью-Йорке. Доля 7,5% стоила примерно $15,5 млн. Но Фред Трамп согласился уступить ее сыну за $10 тыс.
Тема неуплаты или неполной уплаты налогов для господина Трампа весьма болезненна. Дело даже не в расследовании, которое пообещала начать налоговая служба штата Нью-Йорк, хотя и это достаточно неприятная и потенциально опасная процедура, к которой в любой момент с удовольствием подключатся и демократы в Конгрессе, если у них появится такая возможность. Правда, пока личный адвокат господина Трампа Чарльз Хардер заявил, что в статье NYT нет ни слова правды. По его словам, выводы журналистов «на сто процентов ложные и в высшей степени клеветнические», однако он не стал подавать на них в суд.
Но даже если в результате расследования окажется, что все способы минимизации налогового бремени были законными, по избирательной базе господина Трампа будет нанесен громадный удар. В ходе предвыборной кампании он обвинял крупные корпорации в переводе производства и штаб-квартир за рубеж, чтобы минимизировать налоги (действия вполне законные, хотя и сомнительные). Обещание вернуть производства в Америку и заставить компании платить налоги избирателям понравилось и стало одной из причин его победы. Уже после прихода к власти именно в этой сфере господин Трамп был наиболее успешен. Однако если окажется, что он не просто пользовался разнообразными уловками для того, чтобы не платить налоги в полной мере, но построил на этом свое богатство, то отношение к нему со стороны его же собственной избирательной базы может измениться.