Финтех признан общественно небесполезным
Члены МВФ нехотя согласились совместно поддерживать его развитие
Сессия Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (ВБ) в Индонезии утвердила Bali Fintech Agenda (BFA) — среднесрочный план поворота мировых финансовых властей к рынку финтеха. Консенсус в этой сфере вынужден. МВФ полагает, что риски, создаваемые новыми финансовыми технологиями, можно контролировать, а социальный вклад финтеха в мировые проблемы потенциально велик. Ожидается, что взлет этих технологий обеспечит доступ к финуслугам жителям бедных и развивающихся стран и поможет борьбе с неравенством.
На ежегодной сессии МВФ и ВБ в Нуса-Дуа (Бали, Индонезия) 13 октября IFMC, управляющая структура МВФ, утвердила план действий стран—участниц фонда в сфере финтеха, новых финансовых технологий — BFA. 12 пунктов плана в сентябре утверждены фондом, крупных изменений сессия МВФ и ВБ, принимавшего самое активное участие в его разработке, не принесла. В специальных заявлениях к заседанию IFMC BFA поддержали министр финансов Германии Олаф Шольц, глава Народного банка Китая И Ган, министр экономики и финансов Италии Джованни Триа, глава Минфина Великобритании Филип Хэммонд и председатель ECOFIN Хартвиг Логер — хотя официально ЕС (как, впрочем, и США) об этом плане не заявлял. Между тем речь идет о системном изменении: участники МВФ взяли на себя хотя и предварительные и декларативные, но обязательства координировать усилия в отношении финтех-рынка и разрабатывать единые рамки его регулирования.
Еще в 2017 году о возможности единого подхода речи не шло, как и о едином определении «новых финансовых технологий», а о рынке финтеха национальные регуляторы (во многом в силу пугающего роста популярности криптовалют и их волатильности в 2017 году) говорили скорее как об угрозе. С появлением в основном в серой зоне финрынков новых технологий, плохо поддающихся правовым определениям и во многом построенных на возможности ухода от сверхжестких регуляторных рамок, финтех был де-факто отложенной частью повестки мировых регуляторов. Принятие BFA означает признание за этим явлением невозможности его игнорировать.
Декларация BFA состоит из 12 пунктов. Уже в первом очевидна формула компромисса: на достаточно осторожную позицию МВФ в подходах к финтеху явно повлияла позиция ВБ, который видит социально-экономические перспективы этих технологий. В ВБ считают, что финтех повысит в некрупных государствах и беднейших странах степень проникновения финансовых услуг, увеличит глубину мировых финансовых рынков и возможности трансграничных платежей — и в целом уровни финансовой инклюзии в мире. «Сейчас в мире около 1,7 млрд взрослых людей не имеют доступа к финуслугам»,— подчеркнула управляющий директор МВФ Кристин Лагард, дав понять, что финтех способен решать эту проблему. Отметим, ВБ неоднократно показывал, что уже первые разработки в этой сфере (мобильные платежи в Африке и сети платежных автоматов на Ближнем Востоке и на Филиппинах в 2010-х) действительно решают проблемы инклюзии быстрее традиционной финансовой системы — хотя и, вопреки ожиданиям авторов работ ВБ, никак не влияют на уровни неравенства.
В других пунктах IFMC достаточно осторожно перечисляет в том числе сохраняющиеся риски использования новых инструментов террористическими структурами и для отмывания (AML/CFT), а также растущие риски дестабилизации этого сектора киберпреступностью. Не без опаски IFMC отмечает возможность «более глубокого понимания эволюции мировой финансовой системы», которую даст совместная работа над BFA, выражая, впрочем, надежду на то, что эти усилия позволят и развить международную кооперацию в надзоре за мировыми финансами.
В 2018–2020 годах BFA мало к чему обязывает подписавших план членов IMFC: по существу, это разрешение МВФ и ВБ плотнее заниматься этой темой и формулировать рекомендации в сфере регулирования рынка финтеха странам и их объединениям. При этом во многом компромисс по BFA достигнут за счет скорейшего, чем ожидалось, внедрения цифровых технологий в работу регуляторов. Так, проблему AML/CFT, согласно коммюнике IMFC, в перспективе также позволят решить технологические разработки (Regtech и Suptech). В свою очередь, в заявлении представителей ЕС впервые обозначен ускоренный переход союза на систему «электронной уплаты налогов»: это произойдет уже к 2020 году.