Спорт вне пьедестала
Обмен опытом
Спорт, как и бизнес,— это непрерывное движение вверх к новым вершинам, возможностям, знаниям и умениям. Быстрый доступ к знаниям, новым тенденциям и технологиям, опыту коллег, который обеспечивают конференции, круглые столы и форумы, оценили уже практически все сферы бизнеса и общественной деятельности. Все, кроме спортивной индустрии.
Спорт — это конкуренция и соперничество. Очевидно, что никто из спортсменов и тренеров не захочет делиться своими ноу-хау и секретами. "Спортсмены, закончившие свою карьеру, могут передать молодым атлетам свой опыт, сделанные открытия и наработанные "фишки". Конференции и круглые столы — очень удобный формат для такого обмена информацией, который позволяет охватить широкой круг перспективных спортсменов того или иного вида спорта. Такие мероприятия очень нужны. Они позволяют повышать общестрановой уровень подготовки атлетов. А в конечном итоге — достойно выступать российскому спорту на международной арене, зарабатывая медали",— рассказала двукратная олимпийская чемпионка, биатлонистка Ольга Зайцева.
Но медали медалями, а спортсменам нужны качественная экипировка, условия для круглогодичных тренировок, сильные наставники. Значит, без денег спорту не прожить.
Если звезды не горят — значит это кому-нибудь нужно
Россия — одна из немногих развитых стран, в которой спорт все еще не приносит прибыль. И взаимоотношения спортивной индустрии и бизнеса построены на принципах меценатства и спонсорства. "Один из самых популярных видов спорта в России — футбол. И даже футбольные клубы у нас не окупаются, и уж тем более не приносят прибыль. Они функционируют за счет средств своих спонсоров и меценатов, среди которых есть госкорпорации. Получается, что деньги, которые могли быть направлены на укрепление роли нашей страны на международной арене, уходят на неадекватно высокие зарплаты футболистов, которые этих денег не стоят, и прочие расходы",— рассказывает Ростислав Плечко, боксер и управляющий партнер и организатор международного спортивного бизнес-форума Sport Leaders Global Forum.
Передовой опыт США, Великобритании и Китая показывает, что может быть по-другому. Подход к спорту как к профессиональному бизнесу может дать новый толчок развитию спорта как такового. "Очень важно изменить отношение к спорту, взглянуть на команду или клуб как на бизнес-единицу. Тогда возникает понимание, что спортсмен, команда или даже целая федерация спортивная — это актив бизнеса, как и любой другой актив, например недвижимость. Это понимание позволяет принципиально по-иному смотреть на расходы клуба: забыть про стратегию 1990-х "побольше урвать, чтобы ничего за это не было" и заняться бюджетированием. Начать использовать принципы рационального расходования средств, построения бюджета с учетом стратегических и тактических задач клуба или команды",— рассуждает господин Плечко.
Устаревший подход к спорту в нашей стране не позволяет в полной мере использовать все маркетинговые инструменты, например, продвижение и рекламу. Из каждого именитого спортсмена можно сделать успешный бренд, который будет зарабатывать деньги не только своими прямыми обязанностями (футболом, хоккеем), но и на рекламных контрактах, настаивает эксперт.
Отношение к спорту как к бизнесу позволяет серьезно повысить обороты в этой весьма перспективной и еще не освоенной сфере, что в конечном итоге выдернет российский спорт из международной изоляции: наших спортсменов и наши клубы будут знать, они будут включены в международный оборот на условиях равноправных участников.
Пусть меня научат...
Как же избавить российский спорт от допинговой зависимости спонсорства и меценатства? Как научиться окупаться и зарабатывать? Можно не изобретать велосипед, а воспользоваться опытом западных или успешных отечественных коллег.
"Мы проводим международный форум, основная цель которого — передать опыт монетизации спорта. И для этого в качестве спикеров мы приглашаем успешных практиков (топ-менеджеров, маркетологов), которые не просто анонсируют себя "Какие мы молодцы", но делятся реальными инструментами, задумками и технологиями. Мы очень внимательно относимся к выбору спикеров, чтобы каждый форум работал как нетворкинг-площадка, на которой обсуждаются успешные реализованные практики, а не теории. Такие специалисты есть не только за рубежом, но уже и в нашей стране. Было бы здорово поделиться успешным кейсом стадиона "Санкт-Петербург". Коллеги очень активно работают над монетизацией объекта: лучшие matchday-show, самая высокая посещаемость стадиона в РПЛ и в России в целом. Недавно был зафиксирован миллионный болельщик. Совсем скоро состоится концерт Шнура. Это и есть бизнес-подход к управлению объектом. Эти механики позволяют объекту зарабатывать",— рассказал господин Плечко.
Такие мероприятия позволяют не только получать новые знания, но и создают благоприятную среду для неформального общения, налаживания личных контактов, которые перерастают в тесное — и самое главное — взаимовыгодное сотрудничество.
Богатый мировой опыт, сконцентрированный в одном мероприятии, позволяет находить ответы на самые заковыристые вопросы, перенимать самые фантастические идеи и технологии, которые позволяют повысить эффективность тех или иных маркетинговых мероприятий и инструментов.
В вопросах взаимодействия со своими фанатами — как основной целевой аудиторией — наши спортсмены и клубы могут почерпнуть много интересных идей, которые позволят повысить уровень монетизации проекта. "Система продвижения клуба, которую мы сейчас реализуем, потребовала введения новой билетной системы в этом году. Но при ее внедрении мы столкнулись с рядом серьезных подводных камней, обойти которые было бы весьма проблематично без опыта наших российских и западных коллег. Во многом благодаря тесным консультациям с уже набившими шишки в данном вопросе специалистами из Финляндии, Санкт-Петербурга, Сочи мы смогли начать реализовывать систему так, чтобы она полностью отвечала нашим запросам",— сообщил Сергей Соколов, заместитель директора ХК "Северсталь" по развитию и маркетингу.
Иногда идеи кажутся довольно простыми, решающими частные вопросы. Но в совокупности все вместе они повышают уровень отечественного спорта, помогают ему на пути к монетизации. "Как вы знаете, многие именитые футболисты используют свои собственные "фирменные" жесты после забитого гола. Болельщики с удовольствием копируют эти знаки, передают друг другу. Пусть аудитория фанатов биатлона не такая широкая, как у футбола. Но когда Даша Домрачева стала обращаться во время соревнований к зрителям, передавая "воздушные сердечки", болельщики с восторгом восприняли эту идею. Такие, казалось бы, простые вещи помогают спортсменам и фанатам становиться ближе и роднее друг другу", — говорит Ольга Зайцева.
Опыт коллег неоценим и в вопросах бытовых, но не менее важных: организация системы освещения стадионов, договорные отношения между клубами и спортсменами, проведение промомероприятий, взаимодействие с партнерами. Сергей Соколов рассказал, что клубу "Северсталь" очень пригодился богатый опыт финского клуба во взаимоотношениях с партнерами-спонсорами: создание бизнес-клуба, формирование тесных дружеских отношений и разработка целой системы совместных креативных активностей.
Не менее интересны и важны для наших клубов и технологические новинки, которые уже сейчас могут становиться эффективными инструментами продвижения. "В прошлом году мы пригласили на форум специалистов компании, которая оборудовала много спортивных объектов, в том числе и стадион New Wembley. Их ноу-хау — оборудование, позволяющее производить фотосъемку фанатов во время игры. Так получаются настоящие живые фотографии, отражающие весь накал страстей, неподдельный спектр эмоций болельщиков. Несомненно, это идея захватила и российских специалистов. Так что в ближайшее время мы тоже сможем получать такие живые фотографии на ряде спортивных объектов", — отмечает Ростислав Плечко.
Как здоровому духу требуется здоровое тело, так и профессиональному спорту необходим успешный бизнес. Российскому спорту еще далеко до окупаемости и прибыльности. Но эту пропасть можно преодолеть быстро и безболезненно, пользуясь уже наработанным опытом преуспевших коллег. Главное, не "залезать в пещеру", а общаться, обмениваться информацией и идеями — в личном общении и на конференциях и форумах, сходятся во мнении эксперты.