Гостям – лучшее
Как добавить туризма в бизнес и бизнеса в туризм
Сфера внутреннего туризма интересна тем, что в ней возможно множество оригинальных, непохожих друг на друга проектов, у каждого из которых – своя неповторимая идея и история, и которые при правильном подходе могут стать прибыльными. Этот бизнес характеризуется тем, что не является бизнесом в чистом виде – здесь крайне важна увлеченность. Причем неважно, создается ли он как самостоятельный проект или как точка притяжения, инструмент популяризации основной деятельности компании. В любом случае, если есть уникальное и интересное предложение для туристов, возможность подарить им яркие впечатления, и если автор проекта готов вкладываться в дело целиком, его «детище» при правильном подходе и должной поддержке не останется без внимания. На Южном Урале есть целый ряд подтверждающих это примеров.
От идеи до музея
Одно из направлений бизнеса в сфере внутреннего туризма, имеющее своих ярких представителей в Челябинской области, - организация частных музеев. В числе примеров – широко известный далеко за пределами региона Дом купца Смирнова с музеем пельменя, который за короткое время стал одной из главных достопримечательностей Миасса, благодаря частному инвестору.
Исторический комплекс, где сейчас находится музей, был построен в 30-е годы XIX века и принадлежал купцу Смирнову. После революции 1917 года здесь был клуб Миасского напилочного завода, во время войны – авиационная школа механиков. Впоследствии здание ветшало, власти не занимались им и не вкладывали средства в восстановление. К началу 2000-х купеческий дом находился в печальном состоянии – он был частично разрушен.
В итоге муниципалитет согласился передать разрушающийся объект культурного наследия нынешней хозяйке музея Елене Смирновой. Была проведена реставрация здания, при этом как снаружи, так и внутри сохранили купеческий стиль по архивным фото.
Название «музей пельменя» говорит само за себя. Здесь для посетителей проводятся мастер-классы по приготовлению этого блюда, на которых можно узнать о разных тонкостях – например, о семи способах защипывания при лепке. Можно примерить на себя костюмы XIX века и сфотографироваться в фотозоне, и это еще не все. «В программу посещения входит экскурсия по дому купца Смирнова, ремесленным мастерским, мастер-классы по пельменям, ремеслам, традициям чаепития, проходят городские балы, по выходным – детские театральные представления»,- рассказывает управляющая Екатерина Дмитриева. По ее словам, объект стабильно посещают туристы, при этом, помимо «сарафанного радио» и социальных сетей, в привлечении посетителей задействованы турагентства. Посмотреть дом купца Смирнова приезжают не только с Урала, но и из других частей России, а также из-за границы.
Много приезжают из-за границы, есть организованные туры для зарубежных туристов. Например, приезжали из Германии, Франции, плотно сотрудничаем с Китаем, сейчас ждем чехов,- говорит Екатерина Дмитриева.
Иногда музей появляется почти случайно, из частной коллекции. Так, например, произошло с музеем матрешки, который находится в селе Тюлюк Катав-Ивановского района. Помимо, собственно, матрешек в нем выставлены различные предметы домашнего быта XVIII-XX веков. Основатель музея Игорь Гузов переехал сюда с семьей из Челябинска – поближе к горам и чистому воздуху, купил старый дом XIX века и стал собирать различные старые вещи. «Тюлюк – хорошо сохранившееся аутентичное село, в котором осталось много старинных предметов, - рассказывает он. – Мы к этому трепетно относились и собирали такие вещи. Со временем у нас столько их накопилось, что друзья предложили все это показывать людям». Кроме того, оказалось, что в селе в давние времени существовали «матрешкины бараки», в которых жили лесорубы. «У нас был интерес к этой древней игрушке, мы стали о ней узнавать, о том, что она символизирует, какие знания несет в себе, об истории ее развития на Руси и в мире». Сейчас одна из экспозиций музея посвящена матрешкам, их истории, видам росписи.
В итоге проект «вырос» из одной комнаты, выделенной под музей, и теперь занимает весь дом, а живут его создатели уже в другом. В музее проводятся тематические экспозиции, формировать их помогает профессиональный искусствовед. По словам Игоря Гузова, ежегодно музей посещает около тысячи туристов, при этом есть потенциал для развития. Он отмечает, что сейчас проект себя окупает, но пока его нельзя назвать прибыльным. «Он не создавался как коммерческий, но когда мы увидели, что он актуален, и что к нему есть интерес, стали развивать направление по привлечению туристов. Сейчас у нас скромные показатели, но ежегодный поток на Иремель через Тюлюк составляет около 100 тыс. человек ежегодно. Мы работаем над тем, чтобы привлекать их внимание: есть указатели, страницы в социальных сетях, был интерес со стороны телеканалов»,- рассказывает основатель музея.
Директор Копейской швейной фабрики Владимир Малиновский создал в рамках развития предприятия уникальный музей наперстков. Проект возник из ребрендинга предприятия, когда руководство решило использовать наперсток для фирменной эмблемы. «Музей появился как рекламно-социальный проект, - рассказывает господин Малиновский. – Создав эмблему, сразу стали собирать коллекцию наперстков, проводить конкурсы. После этого я посетил в Германии первый в мире музей наперстков, и затем в 2012 году во всемирный день музеев мы открыли свой проект в помещении бывшей столовой. Тогда у нас было 220 экспонатов, сейчас уже более 2,5 тысяч – их присылают и привозят со всего света. У нас есть наперстки из бивня мамонта, лавы вулкана, золота, бересты, посвященные городам, историческим личностям и событиям. Оказалось, это целый мир».
Выставки проводятся не только непосредственно в музее, но и выездные, в рамках различных мероприятий. «Мы возили экспозиции в Германию, Францию, Польшу, выставляли их в различных городах России – Екатеринбурге, Оренбурге, Уфе и, конечно, по всей Челябинской области. Участвуем в ситуационных выставках, например, вышла книга с участием французских авторов – мы привезли на презентацию 100 французских наперстков, десять из них были с изображением французских поэтов», - рассказывает директор Копейской швейной фабрики.
Одно из назначений музея наперстков – профориентация. Этот проект запущен в том числе для того, чтобы повысить интерес подрастающего поколения к швейному делу. Экспозиции демонстрируются в рамках экскурсий, во время которых учащиеся школ, детских домов, училищ, колледжей также посещают саму фабрику и ателье. В планах – дальнейшее развитие этого направления. Например, уже есть инициатива по переименованию переулка рядом с фабрикой, который будет официально называться переулком Наперстков. «Эта идея уже прошла согласование с городскими властями, я выступал перед депутатами, - рассказывает Владимир Малиновский. – Говорил о том, что в Копейске сегодня более 160 улиц с названиями рабочих профессий, при этом легкой промышленности не посвящена ни одна из них, хотя фабрика имеет для города большое значение – ей более 60 лет, и она была создана для высвобождения женского труда из шахт». Перед фабрикой господин Малиновский намерен поставить самый большой в мире наперсток высотой и шириной 3,14 метра, а площадку предприятия превратить в технопарк «Наперсток» со сдачей части площадей в аренду.
Производство впечатлений
Туристическое направление можно развивать, что называется, не отходя от «станка» – то есть организуя экскурсии на производства. При этом руководство предприятия решает две задачи – популяризирует свою продукцию, делая процесс ее изготовления более прозрачным, а также может зарабатывать непосредственно на турах, за которые посетители платят деньги. При этом самостоятельно заниматься поиском желающих посетить завод или фабрику вовсе не обязательно – это можно сделать с привлечением туристического агентства.
Несколько южноуральских предприятий успешно выстроили такую работу. Одно из них – оружейная слобода «АиРовка» в Златоусте. Это действующее производство холодного оружия, которое пользуется большим интересом у туристов. Особенность тура на это предприятие в том, что посетитель может не только смотреть, изучать и трогать то, что здесь производится, но и попробовать себя в роли подмастерья. Здесь проводятся экскурсии, а также мастер-классы «Нож своими руками», «Кованая роза» и «Юный гравер».
В сентябре «АиРовке» исполнилось три года: за это время слободу посетили более шести тысяч человек из разных частей России, а также из-за рубежа. Такие результаты были достигнуты в том числе благодаря работе с турагентствами.
В Челябинске туристическую составляющую в популяризации своего проекта успешно использует «Лаборатория живого пива», активно продвигающая философию пивоварения и культурного потребления пенного напитка. Те, кому интересно познакомиться с процессом и технологиями производства этого продукта, могут посетить одну из экскурсий, которые проводит лично директор компании Илья Ройтенберг.
По словам бизнесмена, сами по себе экскурсии не являются коммерческим проектом и всегда проводятся бесплатно. «Цель – формирование культуры и развеивание тех многочисленных мифов, которые сегодня существуют вокруг пивоварения, - говорит Илья Ройтенберг. – Мы показываем, что у нас все на высоком уровне, в производстве используются современные технологии, натуральные ингредиенты».
Илья Ройтенберг добавил, что с туристическими агентствами «Лаборатория живого пива» не сотрудничает, однако компании, организующие туры, по своей инициативе часто включают пивоварню в маршрут поездки. В среднем в «лаборатории» проходит не менее трех экскурсий в день. Причем объект часто посещают официальные делегации, приезжающие в Челябинск. Обычно экскурсия организуется для группы, однако по возможности не отказывают и отдельному посетителю, который вдруг попросит показать ему, как делается пиво. «У нас вообще все производство находится за стеклом, и видно, как работают пивовары, поэтому посещение нашего дегустационного зала – это уже в каком-то роде экскурсия»,- говорит господин Ройтенберг.
Ближе к детям и природе
Сегодня на волне популярности здорового образа жизни и в свете непростой экологической ситуации в больших городах особенно актуальными становятся проекты, связанные с пребыванием на свежем воздухе всей семьей. Это могут быть объекты в сфере агротуризма, контактные зоопарки, частные подворья. Это направление можно совмещать с продажей здесь же, на месте экологически чистых натуральных продуктов питания, на которые сегодня также есть стабильный спрос.
Пример успешно реализованного проекта в этой сфере — экоферма «Семейное подворье» в поселке Садовый (Сосновский район). Она специализируется как раз на продаже мяса, птицы, яиц, полуфабрикатов, домашних заготовок. Все это можно приобрести в магазине, который работает прямо на ферме. А для того, чтобы визит на ферму представлял собой не просто поездку в магазин, а небольшое увлекательное путешествие, здесь работает выставка животных. Кроме того, для детей доступны такие предложения, как катание на осле и прыжки на батуте. Иногда в «Семейном подворье» проводятся мероприятия, как, например, праздник осени, шоу мыльных пузырей или мастер-класс по приготовлению иван-чая.
В 27 километрах от Челябинска, в поселке Трубном Сосновского района работает пони-ферма «Пинто Бриз» - единственное хозяйство в Уральском регионе, которое специализируется на разведении американских миниатюрных лошадей, европейских мини, аппалуза пони и уэльских пони. Кроме того, здесь не забывают о туристической составляющей, организуя экскурсии на пони-ферму для групп от четырех человек. В программу входит посещение конюшни, контактного зоопарка, катание верхом на лошадях и пони, кроме того, можно взять уроки верховой езды от профессионального тренера. На ферме можно увидеть не только пони. Здесь есть разные породы – от миниатюрных лошадей ростом от 65 сантиметров в холке до самых больших – 190 см.
Где взять туристов
Запуск туристической составляющей в бизнесе или самостоятельного проекта, ориентированного на привлечение туристов требует ответа на вопрос, как сообщить о себе людям, чтобы наладить необходимый поток гостей. Здесь нужна системная работа, помочь в которой может государство. На Южном Урале работает Центр развития туризма Челябинской области, одно из основных направлений деятельности которого – поддержка предпринимателей, работающих в сфере внутреннего туризма.
«Мы оказываем бизнесу разностороннее содействие в развитии проектов, связанных с туризмом, - говорит директор ЦРТ Дмитрий Столбов. – Это консультационная поддержка, размещение информации о проекте на тех ресурсах, которыми мы располагаем, помощь в участии в выставках, фестивалях. Мы помогаем выстроить совместную работу инвесторов с агентствами, привлекающими туристов на объект. Все это направлено на то, чтобы о проектах узнавали, посещали их, чтобы это давало экономические результаты и делало наш регион еще более интересным для посещения».