Классика не ржавеет
Как инвестировать в ретроавтомобили
Классические автомобили давно зарекомендовали себя как крайне выгодное инвестиционное вложение. На протяжении десятилетий они оставались самыми быстрорастущими активами класса люкс. Двузначный ежегодный рост цен был нормой вплоть до прошлого года, когда динамика стоимости ретрокаров внезапно замедлилась. Впрочем, эксперты отмечают, что эффект "плато" является отличной возможностью для входа на рынок олдтаймеров накануне очередного рывка.
Классические автомобили задавали темп индексу вложений в предметы роскоши KFLII компании Knight Frank на протяжении десяти лет. Однако за последние 12 месяцев ретрокары в этом рейтинге опередили инвестиции в предметы искусства и вино, получавшие прирост в 25% и 7% соответственно, в то время как рост стоимости раритетных автомобилей составлял лишь 6%.
Автор доклада Knight Frank Эндрю Ширли считает это явление закономерным: "Любому рынку периодически свойственна коррекция. Ранее мы наблюдали похожую ситуацию на рынке произведений искусства: в момент, когда цены на аукционах достигли невероятных высот, инвесторы стали более разборчивы и перестали скупать все подряд, выбирая только настоящие шедевры". По мнению Дмитрия Хатлапа, основателя компании Historic Automobile Group International (HAGI), отслеживающей стоимость исторических автомобилей, падение цен на суперкары в индексе — новость позитивная и говорит о том, что рынок покинули спекулянты.
Редкий вид
Итоги последних аукционов старинных автомобилей доказывают, что на самые интересные лоты коллекционеры действительно не скупятся. В конце августа в RM Sotheby's Monterey модель Ferrari 250 GTO 1962 года выпуска была продана за $48 млн, став самой дорогой из машин, когда-либо проданных с молотка. На стоимости автомобиля сказался тот факт, что его тестировал чемпион мира "Формулы-1" Фил Хилл. Кроме того, несмотря на участие в 20 гонках, этот экземпляр никогда не был разбит. Ранее в этом же году в рамках частной сделки аналогичный спорткар 1963 года был продан за опять-таки рекордные $70 млн. Самым дорогим американским автомобилем за всю историю аукционов отныне считается Duesenberg SSJ Roadster 1935 года, ушедший на аукционе в Калифорнии за $22 млн. На третьем месте во французском Монтрее — один из самых редких экземпляров Aston Martin DP215 Competition Prototype 1963 года, проданный за $21,455 млн.
Эксперты Knight Frank отмечают, что рекорды аукционов 2018 года вновь вернут автомобилям признанное лидерство среди инвестиций в роскошь, причем потенциал роста рынка на этом не закончится. Недаром в десятилетней ретроспективе ретрокары попрежнему остаются лидерами по доходности среди предметов роскоши с динамикой +334%.
Историческая ценность
"Редкие машины всегда будут в цене, поэтому если на рынке предлагается Mercedes, принадлежащий принцессе Монако, то именно его и надо брать, так как у него есть личностная историческая метка",— советует коллекционер Дмитрий Октябрьский. Коллекционер ретроавтомобилей Алексей Прупес также считает крайне важным, чтобы за автомобилем стояла некая история или легенда.
В 1996 году с молотка ушел Lancia Astura Бенито Муссолини за $293 тыс. В 2005 году он сменил владельца за $140 тыс. Автомобиль был изготовлен в 1938 году специально к приезду Гитлера в Италию. В начале этого года аукционный дом Worldwide Auctioneers в американском штате Аризона выставил на продажу Mercedes-Benz 770K Grosser Offener Tourenwagen, который с октября 1939 по май 1941 года использовался в качестве парадной машины Адольфа Гитлера. Впрочем, покупатель так и не был определен, поскольку предложенная на торгах стоимость в $7 млн была признана организаторами недостаточно высокой.
10 самых дорогих автомобилей, проданных на аукционах
|
*Цены конвертированы в доллары по курсу на момент продажи. Актуально по данным на 5 октября 2018 года.
Источники: Knight Frank Research, HAGI.
Машины мечты
Алексей Прупес уверен, что дорожают машины мечты — те, которые хотелось купить, когда ты был подростком. Их, как правило, показывали в кино или описывали в книгах и журналах. "На автомобили существует мода. Она формируется ностальгией и медиа. В свое время также "Криминальное чтиво" привило зрителям любовь к "Кадиллакам", а "Трансформеры" наверняка поднимут рейтинг автомобилей Chevrolet Camaro 70-х годов",— рассуждает Дмитрий Октябрьский.
Знаменитый Ford Mustang Shelby GT 500 1967 года из боевика "Угнать за 60 секунд" с Николасом Кейджем и Анджелиной Джоли в главных ролях был продан на аукционе Mecum в 2013 году за $1 млн. Автомобиль был специально модифицирован для картины и получил прозвище "Элеонора". Всего для фильма произвели 11 таких машин, из которых на ходу осталось лишь три, но две из них разбились на съемках. Таким образом, "Элеонора", за рулем которой снимался Кейдж, оказалась единственной.
В апреле спорткар Aston Martin Vanquish, принадлежащий актеру Дэниелу Крейгу, ушел с молотка за $468,5 тыс. На машине лимитированной коллекции имеется знаковая надпись — "007". Автомобиль Aston Martin DB5, которым управлял другой Джеймс Бонд — Пирс Броснан в фильме "Золотой глаз", был продан в этом году за $2,5 млн.
Mercedes-Benz 300sl Gullwing 1955 года выпуска, принадлежавший легендарному американскому актеру Кларку Гейблу, был продан на аукционе более чем за $2 млн. На столь высокую цену повлияла не только известность предыдущего владельца, но и ограниченность тиража, которым она была выпущена. Всего таких машин было изготовлено 1,4 тыс.
В 1985 году в Нью-Йорке на аукционе Sotheby's Rolls-Royce Phantom Джона Леннона был продан более чем за $2 млн. С этой ценой ярко-желтая машина с телевизором, холодильником, телефоном и проигрывателем внутри была внесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый дорогой на тот момент автомобиль в мире и до сих пор остается самым дорогостоящим из когда-либо купленных автомобилей Rolls-Royce.
В следующем году на торги в США будет выставлен кабриолет Ford Thunderbird Мэрилин Монро. Предварительная оценка машины составляет $500 тыс.
Топ-10 самых дорогих моделей автомобилей, проданных на аукционах 2018 года
|
Дополнительные расходы
Неприятным сюрпризом для начинающих коллекционеров может стать налогообложение. Автомобили стоимостью выше 3 млн руб. облагаются повышенным транспортным налогом — дополнительный коэффициент зависит от стоимости автомобиля и от возраста (чем автомобиль старше, тем выше коэффициент). Так, модель стоимостью выше 5 млн руб. увеличит сумму транспортного налога в два раза. Повышающий коэффициент 3 установлен для автомобилей стоимостью более 10 млн руб., выпущенных не ранее 2007 года, и более 15 млн руб., выпущенных не ранее 1997 года. Впрочем, участники рынка не исключают, что в будущем налоги на классику будут снижены.
Страховка ретрокара не отличается от обычной, а ТО стоит ненамного дороже. Не лишним будет и застраховать раритетную машину от угона. Одна из проблем заключается в том, что старые автомобили, как известно, не оснащены сигнализациями, которые по умолчанию устанавливаются в современных автомобилях. В основном олдтаймеры угоняют под конкретный заказ; иногда угнанные раритеты разбираются на детали для последующей перепродажи.
Страховая премия, как правило, рассчитывается как процент от стоимости автомобиля, который определяется исходя из ожиданий владельца и оценки независимого эксперта. Гораздо дороже обычно обходится реставрация.
В 2013 году английский актер Роуэн Аткинсон, известный во всем мире как Мистер Бин, получил рекордную страховку в 910 тыс. фунтов стерлингов ($1,44 млн) за разбитый коллекционный гиперкар McLaren F1. Выплаченная ему сумма превзошла самую дорогую из когда-либо выплаченных в Британии страховок в три раза. За два года до этого Аткинсон не справился с управлением на мокрой дороге и попал в аварию, которая привела к серьезным повреждениям автомобиля. Ремонт машины длился целый год на фабрике McLaren.
Никакого тюнинга
Модернизация олдтаймера считается моветоном и негативно скажется на его стоимости. Допускаются лишь незначительные улучшения, такие как замена вентиляторов на более мощные, а также изменения в соответствии с современными требованиями дорожного движения. "Например, в довоенных машинах не ставили поворотники оранжевого цвета, без них на дороге тебя оштрафуют, а вот вставлять кондиционер или аудиосистему в ретрокары крайне нежелательно, не говоря о замене мотора на более мощный. Главный критерий — возможность при необходимости без труда вернуть автомобиль в его первозданное состояние, иначе какой смысл покупать раритетную машину?" — говорит Алексей Прупес. Все допустимые и недопустимые изменения подробно описаны международными сертификационными центрами DEKRA, Sira, TUV, NANIO CCVE. В России этим занимается Российская автомобильная федерация (РАФ).
Реставрация — стандартная процедура, c которой сталкивается любой обладатель олдтаймера. Процесс восстановления машины исчисляется не месяцами, а годами. "В отличие от современных автомобилей, в которых ремонт подразумевает замену модуля, деталей для раритетных моделей не существует. Их надо изготавливать заново с учетом старой технологии. К примеру, если мы говорим о родстере 1910 года, то и детали у него должны быть идентичными тем, что использовались в латунную эру",— отмечает Алексей Прупес.
"Иногда, чтобы произвести недостающую деталь с учетом технологий прошлого, надо сначала по тем же технологиям изобрести для этого подходящий инструмент",— соглашается Дмитрий Октябрьский. По его словам, инвестор изначально должен понимать конечную рыночную стоимость автомобиля. Тогда он сможет высчитать стоимость реставрации от итоговой стоимости автомобиля. "Дорогие машины наиболее выгодны, потому что более редкие. Приобретая Maybach за $300 тыс., далее в среднем за четыре года его можно отреставрировать, потратив на это еще $300 тыс., а продать за $900 тыс. То есть у вас в перспективе заработок в $300 тыс. Другой пример: вы покупаете автомобиль за $30 тыс. За год ремонтируете и с учетом реставрации продаете машину стоимостью $50 тыс. за $90 тыс., заработав на этом всего $40 тыс. Иными словами, изначально дорогая машина приносит больший доход даже с учетом больших затрат",— подсчитал коллекционер.
"Рынок предметов роскоши и коллекционирования лишь отчасти подчиняется объективным принципам ценообразования. Он подвержен таким нерыночным факторам, как настроение инвестора и его личное отношение к конкретным автомобилям",— констатирует Эндрю Ширли.
Где купить
Аукционы проходят по всему миру практически каждый месяц, однако покупки на сумму в несколько сотен миллионов долларов обычно делаются в Bohams и RM Sotheby's, приуроченным к историческим Гран-при в Монако, благотворительном аукционе Amelia Island Concours d'Elegance во Флориде и на вышеупомянутой неделе классики в Калифорнии. За по-настоящему редкой машиной за чуть меньшие деньги можно отправиться в английский дворец Бленхейм, родовое гнездо Уинстона Черчилля. Каждый июль аукционный дом Coys Of Kensington выставляет на торги не только супердорогие ретрокары, но и относительно доступные по цене шедевры массового автодизайна прошлых десятилетий. Более бюджетные машины можно приобрести через интернет.
Найти винтажную машину можно не только на аукционе и в частной коллекции. Шесть лет назад на автосвалке в США был найден Mercedes-Benz 500K Roadster Limousine 1935 года выпуска, созданный в единственном экземпляре для известного немецкого гонщика Рудольфа Карачиоллы. Легендарный спорткар в хорошем состоянии был оценен экспертами в $500 млн.
В общей сложности два аукционных дома — Gooding & Company и RM Sotheby's — продали на торгах в калифорнийском Монтерее олдтаймеров на сумму $275 млн.
Русские автомобили
Автомобили отечественных марок, к сожалению, проигрывают западным аналогам, причем не только в части спроса, но и по причине отсутствия истории, которая могла бы заинтересовать инвесторов.
Из наиболее интересных моделей — ГАЗ-13 "Чайка" — автомобиль партийной элиты времен СССР. В отличие от других представительских автомобилей ("Победа" и ЗИМ), эта модель никогда не была в свободной продаже и не имела установленной рыночной цены — либо предоставлялась чиновникам вместе с должностью, либо выдавалась за особые заслуги. Эти автомобили получили писатель Михаил Шолохов, балерина Галина Уланова и женщина-космонавт Валентина Терешкова. Всего автомобилей ГАЗ-13 было выпущено 3189 штук.
В рейтинге топ-5 самых дорогих машин за всю историю отечественного автопрома ГАЗ-13 "Чайка" находится на четвертом месте с оценкой в 4,5 млн руб. При этом коллекционеры уже отмечают спад интереса даже к этой модели. "Когда отремонтированных "Чаек" ГАЗ-13 было мало, они стоили в среднем $100 тыс. Затем рынок понял, что машин не хватает, и все большее число людей стало реставрировать свои автомобили и выставлять их на продажу. В результате цена упала",— констатирует Дмитрий Октябрьский.
В том или ином состоянии на вторичном рынке можно приобрести "Волгу", "Победу", "Москвич" и другие российские автомобили. "Я бы рекомендовал присмотреться к третьей модели "Жигулей". Физически их очень мало в хорошем состоянии, а потенциал роста гораздо больше, чем у других машин. Такой автомобиль мог бы стать хорошей отправной точкой для коллекционирования",— рекомендует коллекционер Алексей Прупес.
Доверяй, но проверяй
Перед покупкой автомобиля лучше обратиться к эксперту. Это поможет избежать вложения в подделки. "Распространены случаи, когда из одной машины делают две. Чтобы избежать этого, имеет смысл сделать полную экспертизу у профессионалов",— говорит Алексей Прупес.
Самый угоняемый
Самым угоняемым олдтаймером является Mercedes-Benz Gullwing ("Крыло чайки"). Так, в августе этого года одна из таких машин исчезла без следа с парковки отеля Dorint Hotel во время ежегодного Гран-при классических автомобилей AvD-Oldtimer-Grand-Prix в Нюрнберге.
Когда продавать
Среди факторов, определяющих успех продажи, немаловажную роль играет сезонность. Все автовыставки и аукционы проходят весной и летом. Зимой продавать автомобиль сложнее, да и в зимнее время на ретрокаре далеко не уедешь.