Ремонт обойдется без репутации по ГОСТу
Антимонопольщики отменили два конкурса
Два конкурса — на ремонт Историко-литературного музея в Пушкине и строительство Рыбацкого моста через Славянку — отменены по решению антимонопольного ведомства. Государственным заказчикам, которые включили в конкурсную документацию требование об обязательном подтверждении соответствующего ГОСТу индекса деловой репутации, грозит штраф. Эксперты считают, что доказать свою деловую репутацию можно разными способами, не только с помощью сертификата, который был указан в условиях конкурса.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (УФАС) нашло нарушения в закупках городской Дирекции транспортного строительства и Фонда капитального ремонта Петербурга. Они разместили на национальной электронной площадке заявки на проведение открытого конкурса и конкурса с ограниченным участием на разработку проекта Рыбацкого моста через реку Славянку и на выполнение работ по приспособлению здания под нужды Историко-литературного музея в Пушкине. Проекты были оценены в 9,8 и 20,7 млн рублей соответственно. Согласно документам, учреждения хотели бы видеть на этих объектах заказчиков с установленным индексом деловой репутации, который должен быть подтвержден сертификатом соответствия ГОСТ Р 66.1.01-2015. Такие требования они прописали в условиях к конкурсу.
Компания "Альянс ЕСП", которая планировала принять участие в торгах на разработку проекта Рыбацкого моста, обратила на этот пункт внимание, так как данного сертификата у нее не было. Потенциальный подрядчик подал жалобу в УФАС. По словам представителя компании Михаила Прокопенко, они даже были готовы получить необходимый сертификат, подтверждающий их индекс деловой репутации, но оказалось, что данная процедура занимает от одного года и требует вложения немалых средств.
"Считаю, что оценка качества должна происходить во время самих работ, а не на этапе сбора документов,— рассказал корреспонденту "Ъ" Михаил Прокопенко.— В Петербурге очень мало компаний, которые имеют данный сертификат. Возможно, власти таким образом специально ограничивали круг подрядчиков".
Жалобу на проведение конкурса по проекту музея в Пушкине с подобным требованием подала автономная некоммерческая организация предоставления услуг в сфере гражданских инициатив и противодействия коррупции "Дозор". Их телефон не был доступен в момент написания материала, но из собственных источников корреспонденту "Ъ" стало известно, что организация специализируется на подаче жалоб в антимонопольную службу, но сама не является участником госзакупок.
Как рассказали в УФАС, в действующем законодательстве отсутствует обязанность заказчика оценивать деловую репутацию участника в соответствии именно с этим ГОСТом. По мнению антимонопольщиков, это ограничивает конкуренцию, поэтому торги признаны недействительными.
"Центральный аппарат ФАС обращает внимание, что указанный ГОСТ имеет статус добровольного, поэтому участники закупок могут подтвердить свою положительную деловую репутацию каким-либо иным способом. При этом срок получения и стоимость сертификата не установлены, то есть получение этого документа зависит от волеизъявления третьих лиц, что может привести к ограничению конкуренции",— поясняют в ведомстве.
В комитете по строительству Петербурга, к которому относится Дирекция транспортного строительства, считают, что включение пункта про деловую репутацию компании по определенному ГОСТУ в конкурсную документации вполне оправданно.
"Критерий индекса деловой репутации применяется при проведении конкурсных процедур в течение нескольких лет как в Петербурге, так и в Ленинградской области. Подтверждение индекса по ГОСТу дает гарантию заказчику в подлинности данного сертификата",— следует из ответа профильного комитета.
Сейчас оба учреждения получили предписание УФАС устранить нарушения в течение недели и заново провести закупочные процедуры уже без этого требования. "Также после рассмотрения этого дела специальной административной комиссией Дирекция по транспортному строительству и Фонд капитального имущества Петербурга будут оштрафованы. Размер штрафа пока сложно назвать, это решит комиссия",— добавили в петербургском УФАС.
Руководитель УФАС по Санкт-Петербургу Вадим Владимиров также отметил, что это не первый раз, когда фиксируется такое нарушение со стороны заказчиков, в частности, различных комитетов Петербурга. Например, в начале октября ведомство признало нарушение по тому же пункту при проведении конкурса по проекту строительства улично-дорожной сети на намывных территориях Васильевского острова. А до этого УФАС выявило это нарушение при проведении пяти закупок Фондом капитального строительства и реконструкции Петербурга на общую сумму 1,5 млрд рублей.
"Подобные уловки стали появляться в конкурсной документации все чаще. Позиция ФАС однозначна: показатель оценки деловой репутации в соответствии с конкретным ГОСТом должен быть исключен из конкурсной документации",— подчеркнул господин Владимиров.
Заместитель руководителя практики имущественных и обязательственных отношений НЮС "Амулекс" Галина Гамбург отмечает, что практика арбитражных судов подтверждает требование о наличии сертификата правомерным, однако Минэкономразвития в своем письме поясняет, что заказчик не вправе требовать от участников аукциона наличия сертификата, так как 44-ФЗ сертификат получать не обязывает, а само получение документа требует значительных временных и финансовых затрат. "Доказать свою положительную деловую репутацию можно не только с помощью соответствующего сертификата. В качестве подтверждающих документов могут быть представлены, например, благодарственные письма, грамоты, дипломы как самой организации, так и ее сотрудников, письма от контрагентов и заказчиков, это может быть перечень выполненных контрактов за последние несколько лет, подтвержденный карточками контрактов, сведения о том, как давно компания работает на рынке соответствующих работ или товаров",— заключает госпожа Гамбург.