Выборы президента Грузии проникли за решетку
«Тюремный скандал» может подорвать позиции правящей партии
В Грузии, где менее чем через две недели состоятся президентские выборы, набирает обороты «война компроматов». Новым ее эпизодом стало обнародование аудиозаписи, на которой бывший прокурор Мирза Субелиани якобы признается в организации похищений и пыток по приказу лидеров правящей партии «Грузинская мечта» (ГМ). Скандал может оказаться на руку оппозиции, которую на выборах представляет экс-глава МИД Грузии Григорий Вашадзе. В ГМ тем временем говорят о «хорошо спланированной и срежиссированной провокации» и надеются на победу своего кандидата Саломе Зурабишвили.
Выборы в Грузии состоятся 28 октября. Граждане в последний раз изберут главу государства прямым голосованием. С 2023 года эта обязанность будет возложена на коллегию выборщиков — 150 членов парламента и 150 представителей региональных органов власти.
Согласно новой конституции президент Грузии не обладает реальной властью. Однако оппозиция во главе с экс-главой государства Михаилом Саакашвили придает выборам решающее значение: если президентом станет оппозиционер, он немедленно помилует как самого господина Саакашвили, покинувшего страну еще в 2012 году, так и людей из его ближайшего окружения, либо отбывающих тюремное заключение, либо приговоренных заочно.
На этом фоне в Грузии развернулась ожесточенная предвыборная борьба, сопровождающаяся скандалами, в том числе в связи с обнародованием компромата. Поздно вечером в воскресенье оппозиционная телекомпания «Рустави-2», близкая к Михаилу Саакашвили еще со времен революции 2003 года, выпустила в эфир аудиозапись разговора, якобы состоявшегося между бывшим прокурором Мирзой Субелиани и членом парламента от правящей партии Виктором Джапаридзе. Разговор состоялся в Глданской тюрьме №8, расположенной в пригороде Тбилиси. Именно там в 2012 году были сняты скандальные кадры пыток и изнасилований заключенных, обнародование которых привело к поражению на парламентских выборах тогдашней правящей партии «Единое национальное движение» (ЕНД) Михаила Саакашвили.
Новые «глданские записи» могут оказаться судьбоносными для ГМ, поскольку их содержание также стало сенсацией. Мирза Субелиани, ожидающий суда по обвинению в «недонесении» о прошлогоднем убийстве подростков в центре Тбилиси, к которому был причастен его сын, рассказывает депутату Джапаридзе, что, будучи прокурором и расследуя самые громкие преступления времен правления Михаила Саакашвили, он похищал и пытал людей. Целью было добиться показаний против бывшего президента, а также экс-премьера Вано Мерабишвили и бывшего министра обороны Бачо Ахалаи (оба отбывают длительные тюремные сроки за превышение служебных полномочий). Делал это господин Субелиани, как следует из обнародованной аудиозаписи, по заданию лидеров ГМ.
Кроме того, на записи слышно, как экс-прокурор говорит гостю, посетившему его в камере, что по заданию властей руководил большой группой «автоматчиков», не входившей ни в одну легальную силовую структуру, и с ее помощью в обход закона «решал вопросы».
Как эта запись попала к журналистам и кто ее сделал, неизвестно. Генпрокуратура допросила одного из надзирателей тюрьмы, но никаких обвинений против него до сих пор не выдвинуто. Впрочем, оппозиция убеждена: главное не то, кто именно и как сумел записать разговор, а сами откровения бывшего прокурора. По словам главы политсовета ЕНД Ники Мелии, они свидетельствуют о наступлении в стране «криминально-бандитской диктатуры». Главным виновником «сползания страны в средневековый феодальный мрак» оппозиционеры считают председателя ГМ, миллиардера Бидзину Иванишвили, которого соратники Михаила Саакашвили именуют не иначе как «российским олигархом, привнесшим в Грузию самые темные традиции России 1990-х годов».
«Тюремный скандал» разразился на фоне другой громкой истории с тайными записями: та же телекомпания «Рустави-2» регулярно публикует все новые и новые записи разговоров «табачного короля Грузии», главы холдинга Omega Group Зазы Окуашвили с людьми из ближайшего окружения Бидзины Иванишвили. На записях слышно, как у бизнесмена вымогают деньги, доли бизнеса, дорогие автомобили, заставляют перечислять крупные суммы на счета правящей партии. Сам господин Окуашвили, обладающий двойным гражданством (Грузии и Великобритании), недавно перебрался в Лондон и в интервью «Рустави-2» хотя и не подтверждает, но и не отрицает того, что тайные записи разговоров сделал именно он. Более того, господин Окуашвили намекнул на существование записи беседы с самим Бидзиной Иванишвили, в ходе которой миллиардер якобы требует от него $4 млн. Эта аудиозапись может быть обнародована накануне выборов — для максимального воздействия на не определившихся избирателей.
Несмотря на почти ежедневную публикацию компромата, власти Грузии пытаются сохранять спокойствие. «Мы же помним, что "скрытые записи", в том числе из личной жизни,— это стиль правления Михаила Саакашвили»,— сказал “Ъ” председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Ираклий Сесиашвили. Он убежден: «Истерика в медиаресурсах, подконтрольных ЕНД и Саакашвили,— это хорошо спланированная и срежиссированная провокация», а «все аудиозаписи, скорее всего, фальсификация, компиляция разных разговоров и монтаж».
Тем не менее ряд скандалов (в том числе, например, информация о планах правящей партии начать промышленное производство конопли для экспорта на мировые рынки) уже повлиял на рейтинг кандидата в президенты от партии власти, бывшего посла Франции в Грузии и экс-главы грузинского Министерства иностранных дел Саломе Зурабишвили. По данным социологической службы Edison Research, за нее готовы проголосовать только 15% избирателей, а за ее главного конкурента, кандидата от ЕНД и оппозиционной коалиции «Сила в единстве» (и тоже экс-главы МИД Грузии) Григория Вашадзе — 22%. «Почти с полной уверенностью можно сказать, что впервые в истории страны второй тур неминуем»,— заверил “Ъ” политолог Георгий Нодия. А бывший начальник госканцелярии Грузии, публицист Петре Мамрадзе в разговоре с “Ъ” обратил внимание на еще одно отличие от прежних кампаний: «Раньше противостояние часто выплескивалось на улицы, но сейчас люди в большей степени лишь сидят у телевизоров, наблюдая за борьбой группировок в элите страны».