Валовый футбольный продукт

Оргкомитет мирового первенства оценил его вклад в экономику России

Суммарное влияние на экономику страны чемпионата мира по футболу, который Россия впервые провела минувшим летом, в денежном выражении составило почти 1 трлн руб. Это следует из отчета, представленного оргкомитетом первенства. В нем подчеркивается, что по основным финансовым показателям российский чемпионат сопоставим с предыдущими турнирами, а вернее, даже превосходит их, а также что эффект от его проведения будет ощущаться и в будущем. Впрочем, авторы отчета не скрывают, что дальнейшее находится в зависимости от того, насколько успешно будет реализовываться Концепция наследия чемпионата мира.

Организаторы чемпионата мира рассчитывают, что позитивные впечатления от него зарубежных фанов позволят увеличить турпоток в Россию

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Во вторник оргкомитет чемпионата мира «Россия-2018» обнародовал итоговый доклад, посвященный экономической стороне прошедшего в стране в июне—июле чемпионата мира. Документ в целом должен закрепить мнение по поводу того, что самое масштабное и самое дорогое спортивное мероприятие наряду с Олимпийскими играми, на подготовку к которому было израсходовано 688 млрд руб., для страны, его получившей, стало выгодным не только с имиджевой точки зрения, но и с материальной.

Главным показателем отчета является сумма, обозначающая влияние в денежном выражении мирового первенства на ВВП России. Речь не идет об изобретении отечественного оргкомитета. Эксперты «России-2018» при вычислении показателя использовали подход, который был рекомендован для организаторов спортивных турниров Национальной статистической службой Великобритании и Канадским альянсом спортивного туризма и уже применялся после ряда крупных мероприятий, включая футбольный чемпионат мира 2006 года в Германии и летние Олимпийские игры 2012 года в Лондоне.

Влияние мирового первенства на российскую экономику, обусловленное различными связанными с ним инвестициями, например в инфраструктуру, а также тратами туристов во время чемпионата, оценено в 952 млрд руб., то есть чуть более чем в 1% ВВП. На самом деле это чрезвычайно привлекательная цифра. В отчете подчеркивается, что по этому показателю чемпионат мира в России сопоставим с предыдущими первенствами. Если быть более точным, он даже превосходит практически все, состоявшиеся в нынешнем веке (см. справку). В относительном выражении российское первенство уступает только чемпионату, прошедшему в ЮАР в 2010 году. Но, как напоминают авторы отчета, ВВП этой страны существенно меньше, чем у других принимавших турниры стран.

Влияние чемпионатов мира на экономику стран-организаторов

Турнир Вклад инвестиций и операционных расходов Вклад туризма Суммарный вклад ($ млрд) Вклад в % от ВВП

ЧМ-2018 (Россия) 12 3 15 1,1

ЧМ-2014 (Бразилия) 12 1–2 13–14 0,6

ЧМ-2010 (ЮАР) 5 2 7 2,0

ЧМ-2006 (Германия) 7–8 4 11–12 0,3

ЧМ-2002 (Южная Корея)* 6 1 7 0,7

ЧМ-2002 (Япония)* 14 2 16 0,3

*Чемпионат мира 2002 года совместно принимали Южная Корея и Япония.

В исследовании говорится, что эффект был обеспечен прежде всего за счет инвестиций и операционных расходов. Они стабильно росли начиная с 2013 года (с отметки 33 млрд руб.) и достигли пика — 222 млрд руб.— в 2017 году, когда завершилась основная фаза подготовки к турниру. А уже в 2018 году был сильно заметен вклад в рост туризма. Эффект от туристической активности в этом году равен 201 млрд руб., а от инвестиций и операционных расходов — 120 млрд руб.

При этом особенно заметным влияние, разумеется, стало для регионов-организаторов (матчи чемпионата мира проводились в 11 городах страны — Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Екатеринбурге, Сочи, Ростове-на-Дону, Волгограде, Нижнем Новгороде, Саранске, Казани и Калининграде). В среднем оно составляет 2–6% ВРП. Но на общем фоне выделяются Мордовия и Калининградская область. Для них вклад чемпионата мира составил 17% и 20%.

В отчете приводятся и другие данные, иллюстрирующие значимость чемпионата мира. Там сказано, что увеличение ВВП «привело к росту трудовых доходов населения на 459 млрд руб. с созданием и поддержанием до 315 тыс. рабочих мест в год» и «росту налоговых доходов бюджета на 164 млрд руб.». Если верить отчету, за период подготовки к чемпионату, с 2013 по 2018 год, «значительно выросла выручка малого и среднего предпринимательства — на 797 млрд руб., в первую очередь за счет высокого вклада строительной и туристической отраслей».

Однако наиболее интересная и актуальная часть отчета посвящена эффекту, который проявится в будущем. «Турнир послужит толчком и для дальнейшего развития российской экономики. Согласно оценкам, этот импульс может обеспечить ежегодный рост ВВП на уровне 150–210 млрд руб. в течение следующих пяти лет»,— отмечается в докладе. В оргкомитете также полагают, что проведение чемпионата «обеспечит ежегодную занятость 160–240 тыс. человек, преимущественно в строительной и туристической отраслях». При этом прирост выручки малого и среднего бизнеса составит 130–190 млрд руб. ежегодно, а дополнительные поступления в федеральный и региональные бюджеты будут колебаться в диапазоне 26–38 млрд руб. в год. Однако специалисты оргкомитета признают, что ожидаемый долгосрочный эффект от турнира не является безусловным и будет ощущаться в полной мере, только если «удастся реализовать комплекс мероприятий по дальнейшему развитию преимуществ, полученных в ходе подготовки и проведения чемпионата», иными словами, Концепцию наследия чемпионата мира.

К числу таких преимуществ можно отнести, в частности, значительно улучшившийся имидж России как туристического направления.

Как сообщают авторы доклада, 90% иностранцев, посетивших чемпионат мира (всего в стране-хозяйке за время чемпионата побывали почти 0,5 млн зарубежных туристов), рекомендуют своим знакомым тоже побывать в России. Как показывает опыт предыдущих турниров, страны, его проводившие, в среднем получают 14-процентый прирост туристического потока в течение пяти лет. «Растущий спрос на туристические поездки будет удовлетворен благодаря новой транспортной и гостиничной инфраструктуре, созданной в рамках подготовки к ЧМ-2018. В таких регионах, как Нижегородская и Калининградская области, номерной фонд гостиниц увеличен более чем на 15%, в то время как в Мордовии данный показатель вырос на треть»,— отмечается в документе. В нем говорится также, что появление новых или реновация старых стадионов позволили облагородить прилегающие к ним районы. «Застройка этих районов жилыми, деловыми и спортивными комплексами обеспечит рост экономики регионов и страны в целом на протяжении пяти-десяти лет»,— уверены авторы исследования.

Еще один важный эффект ожидается за счет продвижения активного образа жизни вообще и увеличения количества людей, занимающихся футболом, в частности. Подсчеты оргкомитета показывают, что доля футбольных болельщиков среди населения России увеличилась с 48% в 2010 году до 71% в 2017 году. Впрочем, куда лучше любых опросов о росте популярности футбола в стране говорит средняя посещаемость матчей Российской премьер-лиги (РПЛ) в этом сезоне. Она почти достигла отметки 20 тыс. зрителей, хотя в прошлом сезоне не дотягивала и до 14 тыс. Таким образом, РПЛ вышла на показатели, сопоставимые с ведущими европейскими лигами, такими как французская и итальянская, где игры первенства в среднем посещают 25 тыс. человек.

Фотогалерея

Лучшие кадры ЧМ-2018

Смотреть

Алексей Доспехов, Афсати Джусоев

Вся лента