«Гринпис» на обочине
Экологи измерили качество воздуха возле автодорог в восьми российских городах
В российских городах-миллионниках воздух вблизи автодорог с интенсивным движением загрязнен диоксидом азота, об этом говорится в исследовании «Гринписа России». В Москве 21 из 78 проб показала существенное превышение предельно допустимой концентрации этого вещества, в Санкт-Петербурге — 14 из 46, а в Воронеже — 7 из 34. В свою очередь, чиновники подвергают сомнению результаты исследования экологов из-за недостаточной точности использованного метода.
«Гринпис России» провел исследование локального загрязнения воздуха в восьми городах: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Самаре, Воронеже и Ростове-на-Дону. В качестве инструмента были выбраны диффузионные трубки Палмса, которые используются для определения концентрации загрязняющих веществ пассивным методом отбора проб. В каждом городе они были установлены вблизи автодорог на высоте от 1,5 до 3 м и измеряли концентрацию диоксида азота на протяжении трех недель. Согласно российским нормативам, предельно допустимая среднесуточная концентрация (ПДК) этого загрязнителя в населенных пунктах составляет 40 мкг/куб. м. Основные источники поступления диоксида азота в атмосферу — автотранспорт, теплоэнергетика, а также предприятия нефтехимической отрасли. Токсичный газ в основном воздействует на дыхательные пути и легкие.
Согласно результатам исследования, в Москве 21 из 78 трубок показала концентрацию диоксида азота выше ПДК, 11 из них находились на расстоянии менее 20 м от автодорог. Впрочем, аналогичное превышение показали 4 трубки, расположенные на расстоянии более 100 м от крупных автомагистралей. Максимальная концентрация загрязнителя была зафиксированы на Ленинградском шоссе (58,83 мкг/куб. м), улицах Радужной (61 мкг/куб. м), Нижней Масловке (78,71 мкг/куб. м) и Бакинской (101,39 мкг/куб. м).
В пресс-службе департамента природопользования Москвы “Ъ” сообщили, что «Мосэкомониторинг» принял участие в исследовании «Гринписа России», чтобы сопоставить результаты трубок Палмса с данными автоматических станций контроля загрязнения атмосферы. В департаменте отметили, что результаты анализа проб в 1,5 раза выше значений, которые показали автоматические станции. «По мнению экспертов, расхождение объясняется тем, что при работе с использованием пассивного пробоотбора объем воздуха, прошедшего через диффузионную трубку, не измеряется, а определяется расчетным путем и поэтому может сильно отличаться от фактических значений за счет влияния изменчивости силы ветра и турбулентных потоков воздушных масс»,— считают в департаменте. Там уверены, что измерения диоксида азота с помощью пассивных поглотителей недостаточно точны. Также в департаменте отмечают, что результаты исследования экологов «не являются уникальными» — автоматические станции периодически фиксируют превышение нормативов, в частности, при неблагоприятных метеоусловиях. По итогам проведения природоохранных мероприятий среднегодовые концентрации диоксида азота вблизи автотрасс снизились на 13%, а в целом по городу — на 12%, добавили в департаменте.
В Санкт-Петербурге из 46 проб 14 показали превышение ПДК. Согласно результатам исследования, максимальная концентрация диоксида азота зафиксирована вблизи проспектов Большой Сампсониевский (57,51 мкг/куб. м) и Просвещения (53,24 мкг/куб. м). В Воронеже 7 из 34 трубок показали превышение концентрации загрязнителя, причем 6 из них были установлены на расстоянии менее 20 м от автодорог. В Екатеринбурге превышение нормативов зафиксировала 1 из 28 трубок, в Нижнем Новгороде — 2 из 39, а в Казани — 3 из 41. В Ростове-на-Дону и Самаре трубки, размещенные возле крупных трасс, были отбракованы и утеряны, в связи с этим «Гринпис России» не смог предоставить данные по концентрации диоксида азота вблизи дорог.
полная версия kommersant.ru/12445