Дорогу за границу оплатят по-новому
Минпромторг меняет правила выдачи субсидий на экспорт
Минпромторг предлагает привязать размер экспортных субсидий для промышленности к объему поставок за рубеж. Изменения подготовлены по поручению вице-премьера Дмитрия Козака, требовавшего повысить эффективность расходования средств бюджета. Также предполагается резко снизить лимит субсидируемых экспортных затрат с 25–27,5% до 7–8% и ограничить потолок субсидии для одной компании. При этом, по данным “Ъ”, бюджетные средства на поддержку экспорта в 2018 году закончились еще в августе, и сейчас Минпромторг просит еще.
Минпромторг подготовил и разместил на regulation.gov.ru поправки к постановлению правительства №496 от 2017 года, определяющие правила предоставления субсидий экспортерам на компенсацию затрат при транспортировке продукции. Документ подготовлен по поручению вице-премьера Дмитрия Козака от 20 сентября. Как сообщил “Ъ” представитель чиновника Илья Джус, поручение касалось повышения эффективности расходования средств бюджета, направляемых на поддержку промышленности.
В Российском экспортном центре (РЭЦ) согласны, что субсидирование затрат на транспортировку за рубеж «при всей его востребованности и эффективности» требует донастройки: «Предлагаемые совместно с Минпромторгом изменения позволят повысить результативность субсидии, диверсифицировать число получателей из приоритетных отраслей промышленности». В Минпромторге “Ъ” не ответили.
В частности, в поправках устанавливается предельный размер субсидии для одной компании — 1/15 от общего объема программы, а предельные затраты на транспорт от стоимости продукции снижаются с 25–27,5% до 7–8%. Кроме того, в формулу расчета субсидии добавлен коэффициент эффективности, увеличивающий субсидии при росте объема экспорта в денежном выражении. Это должно поддержать экспорт продукции с более высокой добавленной стоимостью. Как сообщал “Ъ” 9 и 12 октября, предложение фокусировать господдержку на локализованных продуктах с высокой добавленной стоимостью на заседаниях рабочей группы по автопрому, созданной Дмитрием Козаком, высказывалось от аппарата вице-премьера.
При этом автопрому проект дает льготные условия по срокам: автозаводы могут претендовать на доступ к субсидиям, если транспортировка и отгрузка продукции шли «не ранее 1 августа года, предшествующего текущему финансовому году». Для всех остальных отраслей срок установлен на 1 октября. По словам источников “Ъ”, это связано с тем, что финансирование программы на 2018 год (9 млрд руб.) выбрано уже в августе. Собеседники “Ъ” отмечают, что основной объем субсидий (до 70%) выбирают не машиностроители, а включенные позднее в программу отрасли (леспром, производство цемента, гипса и т. д.).
По данным “Ъ”, Минпромторг пытается согласовать выделение дополнительных средств на субсидии, но источники “Ъ” не уверены, что оно покроет все потребности. Заместитель главы «Росспецмаша» (лобби отечественного машиностроения) Денис Максимкин подтвердил, что финансирование экспортной программы исчерпано в августе, но Минпромторг обещал новые объемы. В РЭЦ сообщили, что вопрос о допфинансировании на реализацию постановления №496 в 2018 году сейчас в проработке Минпромторга.
Но проблемы с тем, что большая часть средств тратится не на машиностроение, поправки не решают, полагает Денис Максимкин. Исключение для автопрома по срокам, считает он, вероятно, сделано из-за требуемых больших объемов финансирования, но исключение для отрасли «скорее нелогично». В целом субсидирование транспортных расходов Денис Максимкин называет эффективным. Но ограничения, предлагаемые в поправках, могут быть критичными, полагает он, «на более удаленных экспортных рынках субсидии теперь не будут покрывать расходы на транспортировку: так, поставка в Канаду — 8–10% от стоимости техники, а в Европу — не более 5%». Необходимо сделать градацию в зависимости от стран, а не от стоимости продукции, считает господин Максимкин.
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» называет логичной привязку объема субсидий к объему поставок. Для автопрома экспорт — важный инструмент диверсификации выручки, говорит аналитик, отмечая, что более высокая стоимость продукции части иностранных концернов не поставит российских игроков в неравные условия, поскольку поставки из РФ для глобальных автопроизводителей ограничены в силу наличия других цепочек.