Инвесторы больше не верят в рост
Мировой экономике угрожают торговые войны и высокие ставки
Угроза торговой войны между США и Китаем и повышение ставок угрожают мировой экономике, считают крупнейшие международные инвесторы. Ожидающих замедления роста мировой экономики в настоящее время столько же, сколько их было десять лет назад, когда мировой финансовый кризис находился в острой фазе.
В ежемесячном международном опросе управляющих Bank of America Merrill Lynch принял участие 231 респондент, под управлением которых находятся активы общей стоимостью $646 млрд. Исследование показало, что в октябре усилились опасения инвесторов относительно перспектив мировой экономики. По данным опроса, число управляющих, уверенных в том, что в течение 2017 года темпы экономического роста замедлятся, на 38% превысило число тех, кто ждет дальнейшего ускорения. В предыдущий раз инвесторы выражали столь серьезные опасения относительно мировой экономики в ноябре 2008 года. Тогда на фоне глобального финансового кризиса пессимистов было на 40% больше, чем оптимистов.
3,7 процента
составят темпы роста мировой экономики, по оценке МВФ, в 2018 и 2019 годах
В настоящее время беспокойство у портфельных управляющих вызывают торговые противостояния между США и Китаем. На прошлой неделе президент США Дональд Трамп повторил свою угрозу ввести пошлины на импорт китайских товаров общей стоимостью $267 млрд. В таких условиях МВФ понизил свои прогнозы роста мировой экономики на 2018 и 2019 годы на 0,2 процентного пункта, до 3,7%. Нервозность усиливают опасения инвесторов относительно политики повышения ставок, проводимой центральными банками развитых стран. По результатам октябрьского опроса 21% респондентов (против 15% в сентябре) считает риски ужесточения монетарной политики наиболее опасными и с непредсказуемыми последствиями. С начала года ФРС уже трижды повышала ключевую ставку и довела ее до 2,25–2,5% годовых. Еще одно повышение участники рынка ждут в декабре и еще три повышения — в следующем году. В августе Банк Англии повысил ставку с 0,25% до 0,5%. Повысили ставки Банк России и ЦБ Турции. «Поскольку темпы роста американского ВВП находятся на высоком уровне, безработица — на минимальных, а зарплаты растут, ФРС полагает, что инфляция превысит приемлемые уровни. В связи с этим абсолютно оправданны дальнейшие повышение ставок и изъятие ликвидности с рынка»,— отмечает руководитель направления по анализу рынков «Ингосстрах-Инвестиций» Валентин Журба. По словам главного инвестиционного стратега BCS Global Markets Вячеслава Смольянинова, дальнейшее повышение ставок чревато негативными последствиями для наиболее закредитованных компаний, поскольку приведет к росту стоимости обслуживания долга и снизит маржинальность бизнеса. «Высокие ставки влияют и на потребителей, поскольку ведут к снижению его активности»,— указывает господин Смольянинов.
Однако в отличие от ситуации десятилетней давности инвесторы еще не готовы избавляться от рисковых активов. В октябре количество управляющих с перевесом акций в портфелях осталось на уровне сентября (22%). «В отношении экономического роста инвесторы настроены по-медвежьи, однако не настолько агрессивно, чтобы сигнализировать о чем-либо ином, кроме как краткосрочном отскоке в рисковых активах»,— отмечает главный инвестиционный стратег BofA Merrill Lynch Майкл Хартнетт. По словам главы отдела инвестиционной стратегии дирекции по работе с частными клиентами Ситибанка Дмитрия Голубкова, мировые фондовые рынки находятся в той фазе глобального экономического и финансового цикла, в рамках которой цены облигаций постепенно снижаются, а цены акций по-прежнему показывают рост, которому способствует стремительный рост мировой экономики. «В данной фазе объективно инвесторы стремятся заработать на росте курсовой стоимости акций»,— отмечает господин Голубков.
Портфельные управляющие готовы уже сейчас переложить деньги в консервативные инструменты, но только при более высоких ставках. По данным опроса, 35% респондентов заявили, что при доходности десятилетних казначейских облигаций США на уровне 3,51–3,75% годовых они готовы уйти из акций (в настоящее время ставка составляет чуть ниже 3,2% годовых). «Стремительный рост доходностей до уровней 3,2% не привел к массовому перетоку в облигации (одно дело говорить, что готов перейти, другое — действительно перейти), но инвесторы стали считать уже эти уровни приемлемыми и требовать еще более высоких доходностей на рынке облигаций»,— отмечает господин Смольянинов.