На территории завода им. Шпагина, которую краевые власти готовят к масштабным преобразованиям к 300-летию Перми, будет реализована модель «культурного хаба». Здесь разместятся три музея: Пермский краеведческий музей, музей современного искусства и художественная галерея, а также новое здание театра оперы и балета, общественные и коммерческие функции. Основная часть корпусов завода будет сохранена и преобразована в соответствии с концепцией, разработанной архитектурным бюро SPEECH. Площади галереи увеличатся в три с лишним раза и займут несколько зданий.
Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ
Эскизный вариант архитектурной концепции культурно-рекреационного пространства завода им. А. А. Шпагина сегодня был представлен чиновникам городской администрации, депутатам краевого заксобрания и гордумы, а также профессиональному сообществу. Ее разработчиком является архитектурное бюро SPEECH. «Наша основная миссия — запустить процесс социокультурного и функционального программирования территории с участием экспертов и местных сообществ. Уже стартовали фокус-группы»,— пояснила в начале мероприятия руководитель публичных программ проектного офиса «Завод Шпагина» Мария Лямина. По ее словам, почти все участники фокус-групп отмечают, что эта территория должна стать новым «маяком городского пространства», брендом и вектором градостроительных решений. В пространстве Шпагина разместятся три музея: Пермская государственная художественная галерея (ПХГ), музей современного искусства и краеведческий музей. «Если площади музеев будут расширены, это позволит показать большую часть коллекции, потому что сегодня музеи показывают 2–3% фондов»,— добавила госпожа Лямина. Кроме того, это позволит создать место для коммуникации и социализации, где музеи смогут представить свои инновационные программы.
Кластер также станет территорией для проведения новых фестивалей и праздников, пространством для нового образа жизни, в котором будут объединяться разные возрастные аудитории. В то же время кураторы проекта заявляют о необходимости «сохранить память места» и артефакты индустриальной эпохи. «Мы попробовали все это объединить в модель — это „культурный хаб“ как пространство культуры и креативного, наукоемкого бизнеса, образования, платформа для развития социальных инноваций»,— рассказала Мария Лямина. Поясняя идею, она провела аналогию с заводом, где есть цеха, которые производят разные детали и элементы, и есть общий, сборочный, конструкторский цех. «Так же дело обстоит и в „культурном хабе“, когда все его участники влияют друг на друга. Они живут своей собственной жизнью, но при этом взаимосвязаны и участвуют в едином креативном цикле»,— подчеркнула госпожа Лямина.
Руководитель архитектурного бюро SPEECH (Москва) Сергей Чобан уточнил, что проект для территории завода Шпагина разрабатывался совместно с пермским архитектором Виктором Воженниковым: «Мы не хотели в своей работе открывать абсолютно новую страницу, скорее — суммировать те предложения, которые сделали Андрей Головин (руководитель научно-исследовательского и консультативного центра кафедры «Архитектура и урбанистика» ПНИПУ.— „Ъ-Прикамье“) и Виктор Воженников с проектом «Первогород» (преобразование исторического центра в долине Егошихи.— „Ъ-Прикамье“). Господин Чобан назвал площадку знаковой для города территорией — она включает историю индустриального развития Перми, имеет связь с водным пространством. По его словам, основной задачей было сохранить как можно больше «потрясающей субстанции» на месте завода. «Мы сохраняем все основные корпуса завода Шпагина, причем не только те, которые должны быть сохранены, потому что это памятники, но и многие из тех, которые не обязательно должны были быть сохранены»,— подчеркнул архитектор.
Кроме того, разработчики намерены достроить отдельные корпуса и элементы рядом с речным вокзалом, чтобы сделать это пространство, где сильные ветры, комфортным в любое время года. Площадь Европы (перед речным вокзалом) тоже будет преобразована, ее предлагают назвать площадью Трех столетий. Далее территория переходит в долину реки Егошихи, где во времена завода было озеро. «Существующие фундаменты печей восстанавливаются и становятся центром притяжения. Появляется информационный центр, коммерческие функции, сделанные корректно, без пережима»,— обозначил перспективы Сергей Чобан. В сквере Татищева планируется размесить новое здание театра оперы и балета с общественным пространством под ним, откуда посетители смогут попасть к устью Егошихи. На склоне Северной дамбы предусмотрен фуникулер. В здании рядом с новым офисом «ЛУКОЙЛа» задуман фермерский рынок.
Виктор Воженников добавил, что одной из важных брендовых составляющих, которую планируется развивать в рамках кластера, станет пермский геологический период. «Его надо представить таким образом, чтобы он прозвучал в новом качестве. Мы формируем тропу Мурчисона (Родерик Мурчисон обосновал выделение новой геологической системы — пермского периода.— „Ъ-Прикамье“), которая пронизана историческими артефактами»,— отметил господин Воженников.
«Это не линейное пространство, а скорее серия разных, интересных, гуманных по отношению к человеку, в любое время хорошо используемых пространств, где природа и архитектура сочетаются друг с другом», — объясняет концепцию территории Сергей Чобан. Кластер будет проницаемым со всех сторон, доступным для людей. Он также будет обеспечен разгрузочными парковками, их предполагается рассредоточить в разных частях. Разработчики рассчитывают организовать 1400 машиномест.
В основном корпусе завода разместится краеведческий музей, один из корпусов будет занят музеем современного искусства. Для галереи предлагается три разных по форме варианта, при этом функциональная организация помещений остается той же. «Первый нам кажется наиболее предпочтительным»,— уточнил Сергей Чобан. Галерея будет расположена в нескольких существующих зданиях, с простой, но эффективной организацией пространства — по аналогии с галереей Уффици (Флоренция). На первом этаже предусмотрено развитое общественное пространство с кафе и детским центром, а также временные экспозиции. «Вся циркуляция музея такова, что ты входишь, поднимаешься по лестнице или на видовых лифтах, смотришь из фойе на Каму, поднимаешься наверх. Залы расположены к югу — на закрытой части фасада, что важно, поскольку экспонируемые вещи должны освещаться искусственным светом. И есть северный фасад, который освещен и выходит на Каму. Здесь посетители, как в галерее Уффици, смогут понять, где они находятся, из какого в какой зал идут. Экспозиция будет заканчиваться деревянной скульптурой»,— рассказал господин Чобан. Такая простая и ясная структура, по его словам, будет удобна не только для посетителей, но и позволит сотрудникам эффективно обслуживать пространство. Основные музейные фонды разместятся на верхнем этаже, выше отметки возможного катастрофического затопления.
Директор ПХГ Юлия Тавризян пояснила, что площади галереи увеличатся в три с лишним раза — до 16 тыс. кв. м: «Здесь предусмотрены все сервисы для работы с посетителями. В чем сегодня наша основная проблема — у нас вообще нет места, чтобы общаться с людьми, чтобы предложить им готовый общественно значимый продукт. А музей сегодня — не только экспозиция, но и общественное пространство».
«Набережная Перми — почти 2,5 км от речного порта до речного вокзала. Мы понимаем, что там будет и в какие сроки закончим. Площадь Трех столетий и территория завода Шпагина ставят точку в этом пространстве. Но набережная есть и дальше — еще 1,5 км, ее тоже необходимо развивать»,— заявил мэр Перми Дмитрий Самойлов. Сергей Чобан согласился, что набережная должна продлиться до Мотовилихи.
Депутат заксобрания Татьяна Шестакова поинтересовалась сроками реализации проекта на территории завода Шпагина. Вице-премьер краевого правительства Антон Клепиков уточнил, что пока представлена предварительная концепция, далее ее детали будут прорабатываться в фокус-группах, но по срокам он «даже бы не загадывал». «Важно, что все решения, которые здесь заложены, быстро реализуемы в местных условиях и разумными средствами. Эти воздушные замки — надо как-то закончить с этим»,— прокомментировал Сергей Чобан. Замминистра строительства края Евгений Бондарчук уточнил, что будет подготовлена дорожная карта, согласно которой по каждому объекту будет составлен план мероприятий, определены предварительные затраты на проектирование и строительство.
Вице-спикер думы Алексей Грибанов обратил внимание на то, что концепция затрагивает территорию Разгуляя, где много частного сектора: «Вы предусматриваете, что его надо расселить или снести». Виктор Воженников уточнил, что часть зданий предполагается реконструировать, реставрировать, а некоторые здания полностью сохранятся.