Транспортные потоки пустят по волне
В Челябинске приняли комплексную схему организации дорожного движения
Власти Челябинска презентовали комплексную схему организации дорожного движения (КСОДД) до 2032 года. Авторы проекта — компания «А+С Транспроект» из Санкт-Петербурга — отмечают, что с помощью КСОДД можно увеличить пропускную способность автомобильных дорог, скорость движения общественного транспорта и повысить уровень безопасности пешеходов и велосипедистов. Городские власти начнут внедрять схему с «умных светофоров» и выделенных полос для пассажирского транспорта. Эксперты считают, что власти поторопились: приняли дорожную схему, не разработав стратегию развития города и не обозначив приоритетные направления. Общественники предлагают чиновникам сначала развить муниципальный транспорт, а потом делать для него выделенные полосы.
Администрация Челябинска представила комплексную схему организации дорожного движения (КСОДД) на 2018–2032 годы. Замглавы города по дорожному хозяйству Владимир Алейников заявил, что проект станет основой для создания интеллектуальной транспортной системы «умный город» в Челябинске.
Разработкой КСОДД занималась ООО «А+С Транспроект» (Санкт-Петербург), в конце 2017 года заключившее контракт с администрацией города стоимостью 30 млн руб. По словам заместителя генерального директора «А+С» Константина Тихонова, на эти средства были проведены обследования интенсивности движения и состава транспортных средств (106 пунктов учета), а также пассажиропотока (40 пунктов) в разное время суток. Кроме того, было проведено социологическое исследование, показавшее, что более 50% горожан предпочитают передвигаться на общественном транспорте, 44% — на автомобиле, 4% — пешком, 0,23% — на велосипеде. После сбора исходных данных о фактическом состоянии улично-дорожной сети специалисты разработали мультимодальную транспортную модель, с помощью которой можно будет эффективно регулировать транспортные потоки и организовывать движение в городе, учитывая различные изменения.
«Модель организации движения живая и может меняться в зависимости от задач, поставленных местными органами власти. К примеру, специалисты мэрии могут провести сценарный анализ, чтобы, к примеру, закрытие улиц во время проведения саммитов ШОС не привело к транспортному коллапсу»,— отметил начальник отдела транспортного планирования и моделирования «А+С» Сергей Блакитный.
Ряд рекомендаций разработчиков власти города готовы осуществить уже в 2019 году. В частности, по словам замглавы Владимира Алейникова, речь идет о создании выделенных полос для наземного городского пассажирского транспорта, которые должны появиться на семи участках дорог общей протяженностью 24,9 км — улицах Чичерина и Воровского, Комсомольском и Свердловском проспектах, а также на других магистралях города.
«В следующем году планируем запустить пилотный проект адаптивного движения на Комсомольском проспекте в виде «умных светофоров», когда поток регулирует сам себя. Если на пальцах, то продолжительность зеленого сигнала светофора зависит от плотности транспортного потока в этом направлении»,— говорит господин Алейников.
Кроме того, по словам разработчиков, на 16 перекрестках Челябинска планируется реализовать проект смены сигнальных планов светофоров, а на ряде перекрестков запретить левые повороты с целью повышения пропускной способности транспорта в прямом направлении.
Объем средств, который понадобится на выполнение всех рекомендаций по КСОДД, власти города не разглашают. «Пока трудно говорить, сейчас верстается городской и областной бюджеты на 2019 год, и мы внесли свои предложения по проектам на много миллионов рублей. Заручились поддержкой губернатора, и правительство также внесло коррективы в проект бюджета с учетом наших пожеланий»,— говорит замглавы, добавив, что в целом в 2019 году на содержание, ремонт и реконструкцию улично-дорожной сети Челябинска планируется направить свыше 4 млрд руб.
По мнению председателя областного отделения общественной организации Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) Николая Живца, при внедрении «умных светофоров» надо учитывать всю дорожную сеть. «Если мы обеспечим “зеленую волну” только на Комсомольском проспекте, наглухо встанет в пробках другая улица. По поводу общественного транспорта, я думаю, что он у нас не настолько развит, чтобы выделять для него отдельные полосы. Сейчас большинство перевозок осуществляют маршрутные такси, которые с трудом поддаются регулированию и следуют расписанию, не учитывающему пассажиропотоки»,— отметил господин Живец.
Уральский эксперт в сфере транспорта и логистики, гендиректор ООО «КЭМП» Яков Гуревич к созданию в Челябинске выделенных полос для общественного транспорта также относится критически. «У нас дорожная инфраструктура такова, что улицы безумной ширины, но движение организовано неэффективно. Есть лишь маленькие участки, где можно создать отдельные полосы для пассажирского транспорта. В целом, идея автоматизированной системы организации движения предполагает положительный эффект для транспортной системы города. Вопрос в том, что именно планируют автоматизировать в Челябинске»,— говорит господин Гуревич.